Лента новостей
Все новости Пермь
СМИ сообщили о гибели в Петербурге владельца завода «Сантех» Общество, 20:33 Сборная России объявила состав на игру ЧМ по хоккею со Швецией Спорт, 20:30 Три причины коллапса ресторанной сети Джейми Оливера Pro, 20:30 Вылетевший в Шереметьево самолет «Эйр Астана» вернулся из-за техпричин Общество, 20:29 Кого называют андердогом: тест на знание футбольного сленга РБК и Футболер, 20:23 Як-42 прервал полет из Нового Уренгоя в Уфу из-за неубранных шасси Общество, 20:11 С сайта президента Украины удалили всю информацию о Порошенко Политика, 20:09 Зеленский назначил главу администрации президента Политика, 20:09 МИД назвал закон о языке на Украине инструментом политической борьбы Политика, 20:06 Власти Москвы разослали письма об угрозе детям от поп-группы «Френдзона» Политика, 20:02 Рада созвала внеплановое заседание после предложений Зеленского о выборах Политика, 19:35 ФАС потребовала от Gett прекратить мешать работе агрегатора Muver Технологии и медиа, 19:34 На двух ветках московского метро приостановили движение поездов Общество, 19:34 3 правила от Аполлона: как правильно фотографировать на смартфон РБК Стиль и HUAWEI, 19:33
Пермь ,  
0 
СССР в зоне риска: как сохранить историческое наследие Перми
Фото: РБК Пермь

В Перми достаточное число исторических объектов эпохи соцреализма находятся в стадии разрушения. Сейчас демонтажу подвергнуто панно на ДК «Металлист», сграффито позднего советского периода с изображением красноармейца, солдата Великой Отечественной, космонавта, ученого и матери с детьми. Собственники здания приняли решение заложить художественную работу типовой строительной плиткой и успели прикрыть примерно треть панно.

За последние годы в Перми уже уничтожено несколько памятников эпохи соцреализма. Так, в 2017 году в центре Перми было демонтировано эмалевое панно «Наука» Степана Колюпанова, расположенное на здании НИИ управляющих машин и систем (ул. Ленина, 66). Монументальное изображение ордена Ленина было демонтировано собственниками здания на Комсомольском проспекте и потом восстановлено за счет муниципалитета на улице Ленина. Гостиница «Центральная», относящаяся к немногим архитектурным свидетельствам 1930-х, год назад подверглась реконструкции без учета норм охраны памятников. ​После переоборудования здания Речного вокзала в музей «Россия — моя история» из экспозиции убран барельеф «История российского флота» Рудольфа Пономарева.

Назад в будущее

Эксперты РБК Пермь отмечают, что в принципе все объекты, относящиеся к истории и культуре советского времени, сейчас попадают в группу риска. Фактически, по мнению собеседников, есть разрыв между острым и критическим отношением к самому времени и равнодушным отношением к искусству времен СССР.

«Мы пока эмоционально живем в том времени и не понимаем, что это уже история, относящаяся к прошлому веку», — полагают все опрошенные собеседники редакции.

Они отмечают, что всякий культурный художественный элемент, не стандартный, который выделяет то или иное здание, должен цениться горожанами только по факту своего существования. Так, куратор музея современного искусства PERMM Дмитрий Пиликин (Санкт-Петербург) говорит, что необходимо разделить эмоциональное отношение к наследию самого СССР и бережное отношение к сохранению исторических и культурных объектов эпохи соцреализма.

«Каждый город формировался постепенно. Очевидно, что города — это живые организмы, которые будут меняться и какие-то объекты будут невозвратно уходить. Но мы не только ломаем старое и строим новое, когда это целесообразно. Если мы живем в городе с историей, то мы ответственны за ее сохранение», — считает эксперт.

В разговоре с РБК Пермь Пиликин упоминает, что Пермь все же необходимо считать «городом с историей» и напоминает о роли послереволюционной комиссии Максима Горького по охране памятников культуры (февраль-апрель 1917 года). Только благодаря ее работе после Октябрьского переворота в России удалось сохранить достаточное число артефактов, относящийся к истории царской семьи.

Эксперт считает в корне неверным уравнивание ценности современного и советского стрит-арта. «Современные футуристы понимают, что создают объект с коротким сроком жизни, они знают, что это не навсегда. Советский стрит-арт сразу создавался как памятники, единицы долговременного хранения, — отмечает Пиликин.

Что имеем — не храним

В постперестроечный период многие объекты  в Перми перешли в частную собственность и частично были реконструированы или вовсе снесены. Историографы согласны, что есть проблема с внешним восприятием советского художественного, архитектурного и градостроительного наследия Перми, и есть реальные потери памятников, и не только физические. Так, в Пермском государственном архиве социально-политической истории отмечают, что после смены собственников многих объектов времен соцреализма и последующей реконструкции и капитальных ремонтов даже не сохранено качественных фотографий их первоначального облика.

«Чаще всего о необходимости охраны объекта наследия начинают говорить, когда он или уже разрушен, или есть предпосылки к его исчезновению», — говорит член общественного совета при государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края Елена Гонцова​.

«Мне кажется, среди других памятников недооценен так называемый «соцгородок» в Мотовилихе. Там дома построены в стиле конструктивизма. К сожалению не все из них сейчас в хорошем состоянии», — полагает директор архива Сергей Неганов.

«Чтобы сохранить исторические ценности необходимо запустить механизм оценки наследия истории. На законодательном уровне он существует, но не работает. Можно активно им пользоваться, внося предложения о сохранении исторически ценных объектов в инспекцию по охране памятников», — полагает Гонцова. Эксперт отмечает, что значительная часть памятников в Перми была выявлена и поставлена под государственную охрану по обращениям граждан.

Сталинское наследие

Проект преобразования Комсомольского проспекта к 300-летию Перми может столкнуться с законодательной коллизией. В рамках подготовки празднования власти запланировали ремонт и восстановление фасадов центральной улицы.

Достаточное число жилых домов — 20 — на Комсомольском проспекте относятся к охраняемым объектам, как и сам проспект. Большей частью жилые домапостроены в стиле неоклассика — «сталинский ампир».  Все эти объекты закреплены как охраняемые приказом министерства культуры Пермского края от 15 марта 2016 года N СЭД-27-01-10-58. При их ремонте должен быть сохранен или восстановлен первоначальный вид.

В Жилищном кодексе РФ не прописаны особенности инженерной эксплуатации и ремонта зданий, которые относятся к объектам культурного наследия. В то же время, согласно федеральному закону об объектах культурного наследия, собственники жилья — памятников должны поддерживать их в надлежащем техническом состоянии. Такие здания могут быть отремонтированы только с обязательным обследованием как объекты культурного наследия и только с привлечением специализированных организаций.

«Есть определенное несоответствие двух законов, государство обременяет собственников дополнительными обязательствами, не предлагая никакого компенсационного механизма. Если для коммерческого собственника может быть применено льготное налогообложения или возмещение части затрат на реставрацию, то для жилого фонда аналогичные механизмы отсутствуют», — говорит Гонцова.

Власти, на федеральном и региональном уровне, необходимо прорабатывать механизмы бюджетного софинансирования реставрации для собственников жилья-памятника. При этом, исходить нужно не из сухой целесообразности затрат, а из мотивации сохранения истории, — полагает эксперт.

Отдельно охраняемым объектом в Перми является майоликовое панно «Комсомол в решающие моменты истории», расположенное на жилом доме по адресу Комсомольский проспект, 67. Оно создано в 1978 году художником В.С. Голубевым в честь 60-летия революции. Как сообщили РБК Пермь в фонде капитального ремонта, дом стоит в программе софинансирования реконструкции фасадов до 2020 года. При ремонте дома должна быть проведена  реставрация панно, что делает капитальный ремонт дома еще более дорогим, стоимость может достигать суммы порядка 200 млн рублей. Таким образом на плечи собственников 57 квартир может быть возложено порядка 60 млн рублей.

Власти Прикамья оценивают стоимость преобразования Комсомольского проспекта в 900 млн — 1,5 млрд рублей. Во время градостроительного совета глава администрации Перми Дмитрий Самойлов упомянул, что только на реконструкцию фасада «Дома ученых» (Комсомольский проспект, 49) потребуются «десятки миллионов» (по разным оценкам — от 70 до 100 млн рублей). В то же время в муниципальном бюджете на 2018 — 2020 годы на ремонт пятидесяти домов запланировано 180 млн рублей. Будут отремонтированы фасады пятидесяти домов. Размер софинансирования для собственников жилья будет рассчитываться индивидуально и составит порядка 30%.

Комсомольский проспект в Перми создан при участии директора пермского авиастроительного завода №19 имени И. Сталина и руководителя региона Анатолия Солдатова. Он активно занимался развитием города Молотова (Перми) в 1940-1952 годах. При Солдатове Пермь получила променадную зону в центре Перми — аллею Комсомольского проспекта. Он архитектурно обрамлен перспективой в две стороны на доминанты — к Каме на Кафедральный собор и в сторону Комсомольской площади — на «башню смерти» — здание управления внутренних дел Молотовской области было построено в 1952 году.​ В это же время в Перми созведена и большая часть домов эпохи соцреализма.