Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Все новости Пермь
Глава UFC назвал условие для боя Нурмагомедова с Сен-Пьером Спорт, 14:17 Как интерактивный шоурум заменил обычные магазины РБК и МегаФон, 14:11 Следователи задержали чиновника Норильска после гибели людей под лавиной Общество, 13:56 Путин поздравил Василия Ланового с 87-летием Общество, 13:50 В Москве до максимума повысили температуру отопления из-за морозов Общество, 13:47 Партия Меркель избрала нового главу Политика, 13:42 Агент предупредил о риске фигурного катания «погрузиться гробом в землю» Спорт, 13:30 Второй пилот: что может пойти не так в поездке и как этого избежать РБК и Porsche, 13:22 Путин поздравил экипаж «КамАЗ-мастер» с победой на «Дакаре» Спорт, 13:15 РБК Pro: почему погиб первый компьютерный бизнес масштабов Apple Pro, 13:11 Агент Ари Закарян: «Отмена ЧМ-2021 убьет фигурное катание» Спорт, 13:04 Bloomberg узнал о работе Apple над складным смартфоном Технологии и медиа, 13:00 Nivea отказалась от спонсорства ЧМ по хоккею в Минске Спорт, 12:44 В Киргизии огласили окончательные итоги президентских выборов Политика, 12:39
Новости без COVID-19 ,  
0 

Дерегулирование и абмиции: жители Прикамья не хотят заниматься бизнесом

Фото: Архив РБК Пермь
Фото: Архив РБК Пермь

Все меньше россиян хотят заниматься бизнесом. К таким выводам пришли аналитики НИУ ВШЭ. По их мнению, отток граждан из предпринимательства начался еще до коронакризиса. Последние три года уровень предпринимательской активности в России стабильно и существенно снижался. На решение стать бизнесменом влияли индивидуальные и внешние (региональные) факторы. Однако под воздействием «пандемических» шоков их значимость сейчас меняется.

Исследователи из НИУ ВШЭ и Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова проанализировали динамику предпринимательской активности россиян с 2005 по 2020 годы. На ее основе им удалось показать, что до начала пандемии регионы в нашей стране делились на три типа – в зависимости от набора факторов, способствующих или препятствующих развитию предпринимательства. Оказалось, что в России всего шесть субъектов, где условия способствуют ведению бизнеса. Они объединены в первый и самый немногочисленный тип регионов. Два других, гораздо более широко представленных, отличаются либо низкой инвестиционной активностью, либо высоким социально-экономическим неблагополучием. По мнению ученых, текущий экономический кризис ударит даже по первому типу субъектов РФ, а два других сольются в единую по своим неблагоприятным условиям группу. Результаты работы опубликованы в «Журнале Новой экономической ассоциации».

Пермский край вошел во второй кластер, в котором отслеживаются инвестиционные проблемы. Ирина Шафранская, доцент департамента менеджмента НИУ ВШЭ в Перми, считает, что регион действительно входит в число субъектов с низким инвестклиматом. Причина в том, что совокупный спрос в Прикамье существенно ниже, чем в регионах-лидерах.

«Вообще когда мы говорим о склонности людей заниматься бизнесом, мы в первую очередь говорим о перспективах локального рынка обеспечить спрос на товары и услуги, которые эти предприниматели хотят развивать. В этом смысле низкая инвестиционная привлекательность играет для нас плохую роль, но все-таки это характеристика большого бизнеса. То, о чем говорят исследователи из Москвы – это склонность людей из занятости в корпоративном сегменте в самостоятельное ведение бизнеса. Действительно эта склонность у пермяков и в целом у россиян не очень высокая», – считает доцент департамента менеджмента НИУ ВШЭ в Перми.

В Пермской крае развитием бизнеса занимается множество структур. Но, как пояснила Ирина Шафранская, мировой опыт не знает большого количества примеров, когда бы структура, построенная государством, способствовала развитию малого и среднего предпринимательства. Чтобы МСП развивалось, нужен спрос, а для него необходимо благосостояние жителей. Наличие чиновничьей структуры не всегда является благоприятным фактором. Однако их ценность в том, что они выстраивают предпринимательские сообщества, которые вместе двигаются вперед. Кроме того, такие структуры помогают предпринимателям находить деловых партнеров и формировать сеть контактов. При этом в Пермском крае по-прежнему индекс административного давления достаточно высокий – в 2020 году в рейтинге регионов по индексу административного давления на бизнес Пермский край потерял 9 позиций и оказался на 64 ранговом месте из 85 региона. Но незначительно улучшил сам показатель индекса, который составил 3,9 (в 2019 году он достигал 4,1). 

«Это хорошее замечание. Каждый цикл смены власти в Перми происходит с новым административным дерегулированием. Бизнес пытается применить административную гильотину, которая помогала бы снижать барьеры. Для бизнеса важно, чтобы хотя бы на горизонте пяти лет были устойчивые правила игры, потому что бизнес берет длинный кредит под это, нанимает людей, покупает транспорт и его надо самортизировать за этот период. А когда у тебя короткие сроки и тебе говорят, что у тебя только год, а дальше мы не знаем, как будет – конечно бизнес не готов развиваться в этих условиях. Вся история заключается в том, что длинные, устойчивые и неизменные правила игры позволят бизнесу повысить свое доверие в той среде, в которой они оперируют», – рассказала Ирина Шафранская.

Эксперт считает, что для развития предпринимательства Пермскому краю не хватает роста спроса в определенных сегментах, который нужно стимулировать, а также предпринимательских амбиций. Пермский бизнес – это «скромный бизнес». Также бизнесу Прикамья недостаточно времени, потому что в России появляется вторая волна предпринимателей в сегменте семейного бизнеса – в странах с высокой долей предпринимателей это основа. Этот переход также будет способствовать развитию, нужно только подождать, чтобы дети выросли и вернулись в Пермский край.

Что касается перехода в другой кластер, то по мнению эксперта Пермский край не потеряет свои позиции и не опустится в третий кластер.

«Мне кажется, что та социальная политика, которая у нас сейчас есть, нацелена на выравнивание благосостояние и, я надеюсь, на его повышение. А благосостояние жителей является драйвером предпринимательства. Чем мы богаче, тем разнообразнее наш спрос. Мне кажется, что в этом смысле мы скорее перейдем в первый кластер, чем уйдем в кластер с низкими социальными показателями. Главное – представлять идеальное состояние и сколько до него идти. Неважно, к какому кластеру оно относится», – считает эксперт.