Юрий Трутнев заявил о неокупаемости проекта «Белкомур»
Вице-премьер Юрий Трутнев, курирующий Дальний Восток и Арктику, назвал неокупаемым проект «Белкомур», в рамках которого Соликамск, Сыктывкар и Архангельск должна связать железнодорожная магистраль протяженностью 1,16 тысяч километров. Об этом экс-губернатор Пермского края заявил на Арктическом форуме в Санкт-Петербурге, сообщает РБК. Расчеты по проекту «Белкомура» не подтверждают его рентабельность, заявил вице-премьер.
«Я все-таки за экономику и считаю, что стартовый сигнал на реализацию любого экономического проекта дает окупаемость. По «Белкомуру» считался интегральный эффект, связанный с освоением месторождений в зоне «Белкомура», с использованием лесных ресурсов. Однозначного ответа, что этот проект для страны выгоден, пока не возникало», — отметил Трутнев.
«Я честно должен признаться, что я знакомился с этим проектом еще 15 лет назад как губернатор Пермского края, времени прошло много. Если сейчас у ученых возникли другие обоснования, другие цифры и доказательства, что этот проект может стать рентабельным и хотя бы в длинные сроки, но окупится, что туда надо вкладывать деньги, появились, то мы с удовольствием будем поддерживать этот проект», — подчеркнул Трутнев, добавив, что пока таких расчетов он не видел.
«Белкомур» (Белое море, Коми, Урал) — комплексный проект, основой которого является строительство железнодорожной магистрали Соликамск — Сыктывкар — Архангельск общей протяженностью 1,16 тысяч км с пропускной способностью до 35 млн т грузов в год. Магистраль должна связать Урал и Коми с незамерзающими портами Архангельска, Мурманска и Северной Европы. Проект включен в Стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 года, в Транспортную стратегию до 2030 года и в Схему территориального планирования.
Компания «Белкомур» (Белое море—Коми—Урал) была учреждена в 1996 году по инициативе Коми. Проект предусматривает создание железнодорожной магистрали Архангельск—Сыктывкар—Соликамск—Пермь. Общая протяженность — 1161 км, из которых 712 км новое строительство, остальное реконструкция. Стоимость — 330 млрд рублей с учетом заемных средств. Сейчас у Республики Коми 48,32% в проекте, 19,81% у Архангельской области, еще 9,42% у Пермского края. 22,45% акций «Белкомура» принадлежит миноритарным акционерам.
Эксперты РБК Пермь ранее заявляли, что в реализацию проекта Белкомур может в результате войти северный обход Перми. Его строительство и развитие Соликамско-Березниковского желдорузла точно повторяют участок Соликамск — Пермь федерального проекта. По предварительным расчетам ОАО «РЖД», сделанным в 2017 году, стоимость проекта реализации северного обхода Перми оценивалась в 15,7 млрд рублей. Также на период до 2025 года в бюджете компании на развитие Соликамско-Березниковского промышленного узла запланированы 13,7 млрд рублей. В результате к 2021 году пропускная способность участка должна была увеличиться на 3,8 млн тонн грузов в год.
Проект «Белкомур» в целом планировалось реализовать в те же сроки — с 2018 по 2022 годы в формате концессии. Предполагается, что концессионером может стать консорциум российских и китайских организаций, а концедентом — Росжелдор. В числе основных инвесторов проекта называлась китайская Poly Group, с которой в 2015 году было подписано соглашение о намерениях. Poly Group также считается возможным инвестором проекта глубоководного порта Архангельск. Как заявлялось ранее, к 2035 году грузопоток южного звена «Белкомура» (от Сыктывкара до Перми) может составить 37,2 млн тонн, Северного звена (от Архангельска до Сыктывкара) — 52 млн тонн.