На борьбу с нелегальными такси в Прикамье истратят ₽12 млн
В Пермском крае объявлены конкурсные процедуры на создание автоматизированной информационной системы «Таксомотор Пермского края» (АИС). Информация о проведении торгов размещена в единой информационной системе госзакупок, заказчиком выступает министерство транспорта Прикамья.
Заказчиком открытого конкурса на ее создание выступило региональное министерство связи. Начальная максимальная стоимость контракта — 12,1 млн рублей, это средства регионального бюджета, исполнителя определят 17 августа. Контракт должен быть исполнен за 195 дней с момента подписания.
По замыслу властей, АИС должна автоматизировать процесс оформления и выдачи разрешений на осуществление перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Прикамья.
Основная же ее задача, пояснил РБК Пермь министр по регулированию контрактной системы Лев Гершанок, это создание совместной с ГИБДД базы данных зарегистрированных в регионе таксомоторов для отслеживания наличия разрешительных документов, числа ДТП, совершенных конкретным автомобилем, и наличие выписанных и оплаченных либо не оплаченных штрафов. Интеграция с надзорными ведомствами также должна повысить эффективность работы по борьбе с нелегальными перевозками, сообщили РБК Пермь в минтрансе Прикамья. Таким образом, информация о безопасности и легальности таксомоторов будет актуализирована и открыта для пассажиров.
Как регулируется рынок такси в Прикамье?
Работа такси в Пермском крае регулируется федеральным и региональным законами, субъект федерации принял его 11 декабря 2011 года. Ответственным за выдачу разрешений является министерство транспорта и связи Пермского края. И юрлицам, и предпринимателям такая лицензия выдается сроком на пять лет.
За это время лицензии в Пермском крае получили 8045 человек, следует из данных реестра выданных разрешений на осуществление деятельности на перевозку пассажиров и багажа легковым такси. На 22 июня 2018 года почти у 5510 действие ранее выданных лицензий было прекращено. Таким образом, сейчас оказывать услуги такси в регионе имеют право около 2500 таксомоторов. При получении разрешения перевозчик оплачивает госпошлину в размере 2600 рублей за одно транспортное средство, деньги поступают в бюджет Пермского края.
В реестре содержится информация о многочисленных юрлицах и индивидуальных предпринимателях, на балансе которых находится менее пяти автомобилей, а основной вид деятельности не связан с оказанием услуг общественного транспорта.
Крупных компаний с собственным автопарком в Прикамье около десятка. В их числе ООО «СМТ» (Союз мастеров такси), ИП Сергей Марчук, ООО «Урал-комфорт», ООО «Центр автомобильного бизнеса». Согласно rusprofile, фамилия Марчук фигурирует среди учредителей партии «Автомобильная Россия» в Пермском крае, лидером которой был бывший депутат Госдумы РФ от Пермского края, председатель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин.
Получение лицензии кроме легального статуса гарантирует таксистам ряд преимуществ перед обычными автомобилистами. Например, им разрешается езда по выделенным для общественного транспорта полосам. Также им положены бесплатные места в зоне платной парковки и свободный проезд на территорию вокзалов и аэропортов.
Попытки упорядочить работу пермских служб такси уже предпринимались. Так, в январе 2013 года в Пермском крае начал действовать закон, предписывавший всем службам такси окрашивать автомобили в желтый цвет, позже желтыми предписали быть только дверям.
Частники против интернета
На пермском рынке сегодня представлены агрегаторы «Везет», «Яндекс», Tap, Uber и Gett, Wheely. В 2017 году федеральные компании начали демпинговать цены на рынке перевозок. После чего в Перми начали продаваться и закрываться местные службы такси.
Сервис-агрегатор такси фактически заменяет традиционную диспетчерскую, но может агрегировать данные о гораздо большем количестве автомобилей/таксопарков. Эксперты признают, что с увеличением рыночной доли агрегаторов, использующих безналичные системы расчета и ориентированных на работу с таксистами, имеющими специальные разрешения, способствует легализации рынка.
Кроме того, в феврале 2018 года Верховный суд РФ решил, что агрегаторы такси несут ответственность за возмещение ущерба пассажирам в случае ДТП. Так, в Прикамье за последние полгода участились случае дорожных происшествий с участием машины, сотрудничающей с агрегатором такси. Последнее, по информации СМИ, произошло утром 2 июня 2018 года — два автомобиля столкнулись на перекрестке в Индустриальном районе Перми. По словам очевидцев автомобиль такси влетел в правый бок иномарке. От удара один из автомобилей вылетел на газон. В конце июня в краевой столице начался суд над таксистом, устроившим смертельное ДТП со скорой в центре города.
Наибольшее число легальных такси в России зарегистрировано в Центральном федеральном округе (ЦФО). Из 466,7 тысяч разрешений на таксомоторную деятельность на ЦФО приходится 114 тысяч, далее следуют Поволжье (78 тысяч разрешений) и Северо-Западный федеральный округ (54 тыс.). Меньше всего разрешений выдано в Северо-Кавказском федеральном округе — 14 тысяч, отмечается говорится в исследовании, проведенном аналитическим центром при правительстве России за 2017 год.