Андрей Борисов рассказал о будущем театра и отношениях с «Музыкаэтерна»
Исполнительным директором Пермского театра оперы и балета назначен Андрей Борисов. Об этом он сообщил 29 августа на пресс-конференции, посвященной началу нового театрального сезона. Таким образом театр переходит на директорскую модель управления.
Согласно новой модели генеральный директор становится единоличным руководителем (об этом сообщал РБК Пермь). Ранее модель была иной: решения принимал художественный руководитель театра Теодор Курентзис, который покинул пост летом на фоне конфликта с руководством региона), задачей исполнительного директора было претворять в жизнь идеи худрука.
При этом на пресс-конференции Андрей Борисов отметил, что все решения, касающиеся творчества, будут приниматься коллегиально художественным советом театра. В его состав войдут главный дирижер Артем Абашев, руководитель оперной труппы Медея Ясониди, руководитель балетной труппы Алексей Мирошниченко и главный хормейстер Евгений Воробьев.
Утечка повредила переговорам
Одна из главных задач на сегодня, по словам Андрея Борисова, «в сжатые сроки подготовить стратегию развития театра».
«Мы хотим сохранить театральные традиции, но вместе с тем мы хотим развиваться и двигаться вперед без потерь», – отметил гендиректор.
По словам Андрея Борисова, театр рассчитывает пригласить «значимую фигуру» на пост главного приглашенного дирижера.
«Это не простая задача! Все значимые дирижеры уже на контрактах. Мы должны посмотреть в рамках симфонических концертов несколько сильных дирижеров, имеющих международный авторитет и признание. Кто из этих людей понравится коллективу оркестра, нашим зрителям, с тем и будет заключен контракт»,— пояснил руководитель театра.
При этом он не стал называть конкретных имен, пояснив это тем, что ранее уже произошла «утечка информации», которая «нанесла колоссальный ущерб» переговорам. «Однако хочу отметить, что лонг-лист приглашаемых дирижеров был гораздо шире и там были люди с куда более солидными творческими биографиями», – сказал Борисов.
«Не надо политизировать рутинные документы»
Часть пресс-конференции была посвящена судьбе международного Дягилевского фестиваля. Андрей Борисов пояснил, что готов заключить контракт на руководство фестивалем с Теодором Курентзисом хоть сегодня.
«Но маэстро хотел бы заключить договор не с театром, а с краевыми властями в лице министерства культуры. Также он хотел бы видеть резиденцией фестиваля и оркестра MusicAeterna ДК Солдатова»,— пояснил господин Борисов. По его словам, переговоры с господином Курентзисом продолжаются.
РБК Пермь сообщал, что в прошедшие выходные Андрей Борисов дважды встречался в Санкт-Петербурге с Теодором Курентзисом. В субботу, 24 августа, переговоры с Курентзисом проходили в «Доме радио» в формате «один на один», 25 августа – с участием руководителей Фонда поддержки культурных инициатив «Музыкаэтерна». Фонд является правообладателем одноименного бренда, под которым выступает оркестр маэстро. По мнению ряда экспертов, факт участия в переговорах представителя фонда создает риски заключения договора на руководство фестивалем не с Теодором Курентзисом лично, а с самим фондом.
Ранее коллектив MusicAeterna, которым руководит Теодор Курентзис, сообщил о планах проведения фестиваля имени Сергея Дягилева в парижском театре Шатле, где 110 лет назад будущий великий импресарио открыл свой первый балетный сезон.
Несколько дней назад пермский медиаменеджер Владимир Прохоров опубликовал в соцсети письмо, адресованное руководителю Фонда поддержки культурных инициатив «Музыкаэтерна» за подписью директора театра Андрея Борисова. В нем руководитель учреждения напомнил о том, что правообладателем товарного знака «Дягилевский фестиваль» является театр и последствиях для тех, кто захочет его использовать незаконно. В театре уже комментировали эту ситуацию, пояснив, что документ является частью переписки с фондом в период сложных взаимоотношений между сторонами.
В фонде РБК Пермь также пообещали прокомментировать ситуацию с письмом. Вместо этого 29 августа исполнительный директор фонда Вероника Гайдель написала на своей странице в соцсети, что письмо им не поступало. В пресс-службе на вопрос РБК Пермь пояснили, что сообщение Вероники Гайдель в соцсети не является официальной позицией фонда. Официальный комментарий, по словам пресс-секретаря, пока не согласован.
Андрей Борисов пояснил КоммерсантЪ-Прикамье, что «появление этого документа обусловлено сложным взаимодействием между Теодором, театром и нашим учредителем — министерством культуры Пермского края. Когда появилась информация о проекте проведения фестиваля в Париже, связанном с именем Сергея Дягилева, она вызвала беспокойство у учредителя. В силу этого театр подготовил письмо».
Фестиваль и товарный знак
По словам Андрея Борисова, театр не против взаимодействия с театром Шатле в рамках Дягилевского фестиваля. «Могла бы получиться интересная коллаборация. Но использование товарного знака фестиваля необходимо согласовать с театром. Не надо политизировать рутинные документы, которые предупреждают партнеров о рисках и защищают интересы театра одновременно», – сказал Андрей Борисов изданию.
Между тем старший партнер юридической фирмы Intellect Роман Речкин пояснил изданию, что «товарный знак, зарегистрированный в России, дает его обладателю исключительное право использовать обозначение только на территории РФ». «Поэтому использование обозначения «Дягилевский фестиваль» во Франции нарушением российского товарного знака не признается. Чтобы запретить использование, Пермскому театру оперы и балета необходимо зарегистрировать это обозначение в качестве товарного знака во французском патентном ведомстве»,— утверждает эксперт.
Ранее РБК Пермь сообщил, что Теодор Курентзис написал «прощальное письмо» и заявление об увольнении, а также о его желании остаться художественным руководителем Дягилевского фестиваля.