Ждем электронную модель и помощь федералов: в Перми обсудили реформу ТКО
«Мусорная» реформа прорабатывается в Прикамье уже около года. Определение регоператора по обращению твердых коммунальных отходов (ТКО) – это только малая часть планов федеральных властей по реализации реформы. О том, как она внедряется в Прикамье,15 октября представители минЖКХ обсудили с депутатами краевого ЗС в рамках круглого стола. Как оказалось, от минЖКХ ждали какой-то уже отработанной стратегии, однако в самом минЖКХ отметили, что пока не готовы обсуждать этот вопрос на таком глобальном уровне – по крайней мере до того момента, пока не будет сделана электронная модель терсхемы обращения с отходами (то есть только в следующем году).
Не до раздельного сбора
Согласно региональной программе в области обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на 2018–2028 годы, в регионе к 2024 году 68,4% жителей края будут собирать мусор раздельно, а к 2028-му — все 100% населения. Такие цифры приводила администрация губернатора в июле 2019 года.
На встрече с депутатами представители минЖКХ подчеркнули, что раздельный сбор мусора – не главная составляющая будущей реформы. Правда, какие-то шаги в этом направлении уже делаются. Так, сейчас ведомство ведет переговоры о том, чтобы на нескольких территория края запустить пилотный проект по раздельному сбору мусора. Об этом рассказал начальник управления жилищно-коммунальной инфраструктуры минЖКХ Павел Ситкин. При этом он не уточнил, о каких именно территориях идет речь.
«Сама по себе территориальная схема обращения с ТКО – это не застывшая форма. Жизнь меняется и изменения которые необходимо вносить, правительство вносит. Но нужно комплексно подойти к тому, чтобы разработать территориальную схему», – рассказал РБК-Пермь Павел Ситкин уже после круглого стола.
Как отметил на мероприятии глава минЖКХ Александр Шицин, цель будущей реформы обращения с ТКО – предотвращение вредного воздействия вредных отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
«Реформа предполагает ряд этапов. Начальный – это так называемый сбор «в два ведра» когда в один контейнер собирается смесь вторичного сырья – пластик, бумага, металл, а во второй – прочие отходы. Второй этап - это работа с населением, создание экотехнопарков и комплексов по обращения с отходами. Последующие этапы – это использование ресурсного потенциала отходов (использования отходов, в частности, цементными заводами)», – говорит Александр Шицин.
Экотехнопарки нам не по карману
В рамках реализации реформы обращения с ТКО в Прикамье намечено строительство комплексов по переработке мусора, а также мусоросжигательных заводов. По словам Павла Ситкина, они будут развиваться на базе полигонов – экотехнопарков. Однако строительство таких комплексов будет стоить больших денег (об этом правительство сообщало ранее). И до сих пор пока никто так и не понял, откуда брать на это деньги (в августе 2019 года объемы необходимых средств на полигоны уже обсуждали на площадке ОНФ, о чем сообщал РБК-Пермь).
«Никто, ни в одном субъекте федерации, сейчас не готов сказать, за чей счет будет банкет. Также у нас есть огромная потребность в крае по рекультивации полигонов. На эти цели цели должно пойти большое количество средств. Но без поддержки федерации выйти на эти цели невозможно», – сказал на круглом столе Павел Ситкин.
Присутствовавший на круглом столе проректор по науке и инновациям ПНИПУ Владимир Коротаев отметил, что стоимость полноценного мусоропереабатывающего комплекса сегодня может составлять от 300 млн рублей до одного миллиарда и привел пример одного из таких комплексов в Москве.
«Мы должны обеспечить ресурсный потенциал отходов. Это идеология экономики замкнутого цикла, по которому идет весь мир. Это может быть материальный, экологический, энергетический потенциал», – говорит Владимир Коротаев. Он также подчеркнул, что бизнесу не всегда интересна история с переработкой мусора, но «если правильно выстроить бизнес-процесс, то рентабельность и прибыльность будут высокими».
Сейчас Пермский край утилизирует «мизерное» количество отходом, сообщил Владимир Коротаев «Основной национальный проект – «Экология», где установлены целевые показатели к 2024 году для всей страны. Согласно нему 36% отходов должно быть отправлено на утилизацию, а на обработку – 60%. Сейчас у нас в регионе реального учета, сколько мы перерабатываем и утилизируем нет, так что мы предполагаем, что это в целом от 1 до 10%. Но это в любом случае не дотягивает до современного уровня», – говорит Владимир Коротаев.
Ранее в минЖКХ Прикамья предлагали разместить в крае шесть мусоросортировочных комплексов, но, по словам проректора по науке и инновациям ПНИПУ Владимира Коротаева, в регионе достаточно установить четыре таких.
«Четыре точки которые можно рассматривать для индустриальной обработки мусора и внедрение раздельной системы отходов – это пермский, березниковско-соликамский, чусовской и чайковский узлы. Если в этих четырех точках будет внедрена эффективная система обработки отходов, то будет выполнен целевой показатели не нужно будет выстраивать сеть по всему Пермском краю», – предложил Владимир Коротаев на круглом столе.
«Ключевой посыл должен идти от минЖКХ»
Реакцией на общее выступление правительства на на встрече стали вопросы о том, есть ли у минЖКХ какая-то стратегия по поводу начала реализации «мусорной реформы».
«Вы сегодня формируете схему, основываясь на годовом опыте, вы понимаете, какие потоки реальны, вы все равно должны понимать что вы дальше будете делать. Вы должны понимать, что на полигонах должна быть профессиональная сортировка – только там может быть бизнес, только тогда может появиться эффект», – отметил депутат краевого заксобрания Владимир Плюснин.
«Я так и не услышала внятного ответа на вопрос, будет ли в Пермском крае внедрятся раздельный сбор ТКО?», – спросила депутат Татьяна Миролюбова, на что из правительство ответили, что по раздельному сбору мусора в муниципалитетах необходимо проводить разговор непосредственно с местными главами. На это депутат заметила, что «ключевой посыл должен идти от минЖКХ».
После круглого стола Павел Ситкин сообщил РБК-Пермь, что реализация реформы, в том числе и строительство мусороперерабатывающих комплексов, не растянется «на год-два» и попросил дождаться, пока будет создана электронная модель территориальной обращения с отходами. Только после того, по его словам, минЖКХ сможет проработать экономику проекта – просчитать, сколько потребуется инвестиций, как новая схема обращения отразится на платежках. Также он посетовал, что мусор – не самая интересная тема для бизнеса, поэтому упор лучше сделать на федеральные средства.
«Сегодняшний круглый стол – это «нулевое чтение» по раздельному сбору мусора. Мы предложим ряд векторов развития мусорной реформы. Отправная точка – это дуальный сбор ТКО», – заметил Павел Ситкин.
Также он добавил, что сейчас в Пермском крае на этапе реализации находится один объект, касающийся обращения твердых коммунальных отходов (ТКО) – в стадии строительства находится полигон – в Лысьве. Строительство других полигонов «пока не предвидится». Речь идет о мусорном полигоне, который, по планам краевых властей, будет собирать отходы сразу из пяти муниципалитетов — Чусовского, Лысьвенского, Горнозаводского, Гремячинского и Губахинского районов и округов.
Ранее РБК-Пермь сообщал, что до 2028 года в рамках региональной программы по обращению с твердыми коммунальными отходами в Прикамье планируется построить шесть мусоросортировочных и 28 мусороперегрузочных станций. По предварительным данным на развитие инфраструктуры потребуется около 3,5 млрд рублей.