Юридических оснований для остановки «столетних торгов» в Перми нет
На площадке АСТ-Сбербанк продолжается борьба восьми участников торгов — перевозчиков за право осуществления регулярных перевозок автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам №46 («Драмтеатр — Северное кладбище») и №60 («Детский дом культуры им. Кирова — Комсомольская площадь»). Торги идут четвертые сутки, от начальной цены в 1 рубль, которую был готов заплатить муниципалитет перевозчики уже доторговались до 105 рублей и останавливаться не намерены.
В Пермском департаменте дорог и транспорта (ДДиТ) РБК Пермь сообщили, что на данном этапе нет законных оснований останавливать аукцион или менять его формат: «В России есть практика проведения подобных аукционов, где минимальная цена составляет 1 рубль. Аукцион проводится в рамках действующего законодательства, согласно 44 ФЗ».
Продать нельзя остановить
Как стало известно РБК Пермь, пермские перевозчики разными способами пытались оспорить правила торгов еще до их начала. Как пояснили редакции в аппарате регионального уполномоченного по защите прав предпринимателей, в первый раз перевозчики обращали внимание на возможную правовую коллизию еще при оценке регулирующего воздействия конкурсной документации.
Бизнес-омбудсмен Вячеслав Белов подтвердил РБК Пермь свое намерение направить обращения в прокуратуру Перми, региональное министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок, в Пермское УФАС. Уполномоченный выяснит, насколько правомочно объявление подобного аукциона для распределения маршрутов общественного транспорта.
Также до начала торгов перевозчики направляли две жалобы в Пермское УФАС на действия ДДиТ при проведении указанного электронного аукциона. Заявителями выступили ООО «Закамский автобус-2» и один индивидуальный предприниматель.
Одно обращение касалось технического задания — средний срок эксплуатации транспортных средств, используемых при выполнении работ должен составлять 10 лет. По мнению перевозчиков, это требование является избыточным. Вторая жалоба — о несоответствии установленной в проекте контракта даты начала выполнения работ и даты выполнения работ, указанной в постановлении Администрации Перми.
Также оспаривалась необходимость обеспечить наличие валидатора в каждом автобусе и объединение в один лот работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом по двум различным муниципальным маршрутам по регулируемому тарифу.
Кроме того, перевозчики задавали антимонопольному ведомству вопрос о законности начальной цены контракта в один рубль.
Пермское УФАС признало еще до торгов жалобы необоснованными, что касается начальной цены — вопрос не подлежит рассмотрению, поскольку у комиссии Пермского УФАС России отсутствуют необходимые полномочия в рамках 44 ФЗ.
Договор дороже денег
Как отмечают все опрошенные эксперты РБК Пермь, правовых оснований для прерывания аукциона действительно нет. Более того, законодатель в 44 ФЗ не ограничивает длительность торгов по времени. Сегодня аукцион уже вошел в историю, как самый долгий в России, преодолев планку в три дня. Именно столько длились торги в Подмосковье, тогда продавался участок земли.
«В рамках законодательства это действительно не сделать никак. Особенно, если в документации нет никаких огрехов», — поясняет директор департамента деловой информации и консалтинга в сфере закупок Пермской ТПП Юлия Боровых. В ТПП также намерены изучить создавшуюся коллизию.
Собеседники редакции, как из числа перевозчиков, так и из числа юристов считают, что для того, чтобы остановить абсурдные торги, необходимо политическое решение. «Либо, чтобы заказчик сам запросил площадку о технической остановке, либо чтобы ДДиТ начал переговоры с участниками торгов», — полагают они. Сами перевозчики заявляют, что будут продолжать повышать ставки аукциона.
«Сами смотрим и удивляемся. На прибыльных маршрутах эта процедура будет нормально работать. Там перевозчики уже подумают, как торговаться, цена будет далеко на 1 рубль. На убыточных — процедура не работает», — считает руководитель НП «Единый союз перевозчиков» Михаил Ухватов.
Эксперты РБК Пермь говорят, что вне зависимости от хода конкурсных процедур, муниципалитет обязан обеспечить бесперебойную работу на маршрутах. Объявить еще один аукцион по закону невозможно, скорее всего до окончания торгов будет пролонгироваться контракт с действующим перевозчиком, — считают собеседники.
Руководитель ООО «Мега-Групп» Валерий Ротманов шутит, что он готов передать участие в торгах по наследству. Возможную их длительность он оценивает в 120 лет.
«Действия департамента можно оценить либо как юридическую неграмотность работников, либо — коррупционное отстаивание чьих-либо интересов», - предполагает Ротманов.
Свое мнение о «столетнем аукционе», скорее всего, департаменту направят и депутаты пермской городской Думы.
«Я не знаю, что здесь комментировать. Может быть с буквой закона в конкурсной документации нет расхождений. А вот с духом закона — полные. Везде должен быть здравый смысл», — резюмирует депутат Арсен Болквадзе.