Перейти к основному контенту
Пермь⁠,
0
Эксклюзив

«Говорили ждать»: механик «Волгонефть-212» о причинах крушения судна

Механик рассказал о дне крушения «Волгонефть-212» в Керченском проливе
Фото: из архива Алексея Татаринова
Фото: из архива Алексея Татаринова

15 декабря в Керченском проливе потерпели крушение сразу два танкера — «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239». Оба танкера были разломаны на две части. В точных причинах аварии сейчас разбираются компетентные органы. На момент аварии на борту двух судов находился груз — более 8,5 тыс. тонн мазута. Часть топлива в результате аварии попала в воду.

Танкером «Волгонефть-212» владеет ООО «Кама Шиппинг», образованное в Перми в 2016 году. При крушении на его борту находилось 12 членов экипажа. Один из них — 23-летний матрос из Астрахани — погиб.

РБК Пермь первым пообщался со старшим механиком потерпевшего крушение танкера «Волгонефть-212» Алексеем Татариновым, который в момент аварии находился на судне. Он подробно рассказал о событиях, которые произошли в день крушения и задолго до него, длительной спасательной операции, а также развеял слухи о перегрузе судна. 

Фото: из архива Алексея Татаринова

«Говорили стоять и ждать»

— Алексей, расскажите, пожалуйста, свою версию событий, которые произошли в Керченском проливе 15 декабря.

 — Вообще хочу начать с событий, которые предшествовали дню трагедии. 17 ноября судно с грузом под проводкой лоцмана вышло из порта Ростова-на-Дону в Азовское море. На следующий день мы встали на якорь в Азовском море, где 19 ноября судно осмотрели сотрудники Пограничной службы ФСБ России. 20 ноября мы получили разрешение для следования в южную часть Керченского пролива для выгрузки мазута на судно-накопитель.

Далее мы стояли в ожидании накопителя. Компания-грузоотправитель заверила нас, что выгрузка пройдет до 25 ноября, чего так и не случилось. Продолжили заверять, что вот-вот вызовут. Говорили стоять и ждать.

Узнайте, как искать информационные поводы и зачем бизнесу их использовать для узнаваемости бренда
Посмотрите данные в региональном каталоге

С 26 ноября судовладелец начал процедуру получения разрешения на разовый переход в порт на реке Дон для зимнего отстоя, так как 30 ноября у нас заканчивалось разрешение на пребывание в море, мы должны были следовать в реку.

Утром 2 декабря мы узнали от службы управления движением судов (СУДС), что нас включили в график движения по Керченскому проливу. 3 декабря к нам прибыл лоцман из капитании, и мы проследовали в составе каравана под проводкой лоцмана в южную часть Керченского пролива. По указанию СУДС морского порта «Кавказ» мы встали на якорь в ожидании очереди на подход к судну-накопителю для выгрузки.

Мы удивились, так как нам по сезонному району плавания перемещаться в акваториях портов было нельзя, а тем более находиться в море. Но с нами в это же время находилось более двух десятков судов такого же класса, мы выполнили распоряжения диспетчеров движения. В морских портах распоряжения капитании является обязательным к исполнению.

Далее накопитель сказал ожидать вызова. Так мы простояли до 12 декабря.

Фото сделано во время последней погрузки - 8 ноября 2024 года. 
Фото сделано во время последней погрузки - 8 ноября 2024 года. 

12 декабря из-за неблагоприятного прогноза и усиления ветров северного направления, мы снялись с якоря и проследовали в более безопасное место якорной стоянки в районе посёлка Янтарный. Этим укрытием пользуются после запрета стоянки в укрытии в районе Героевское. 14 декабря поступило штормовое предупреждение, в котором говорилось об усилении ветра. Мы, по согласованию с СУДС морского порта, снялись с якоря и проследовали в район посёлка Заветное — мыса Такиль для укрытия от ветра и волнения под Крымским берегом. Это единственно возможное укрытие при ветрах южного направления, куда можно перейти без лоцманской проводки.

Встать на якорь в планируемом месте в районе посёлка Заветный СУДС морского порта разрешения не дал, мотивируя свой отказ наличием большого количества судов в данном районе. Капитан запросил диспетчера СУДС, чтобы они дали точку якорной стоянки в другом безопасном районе. В ответ от Пограничной службы ФСБ России и СУДС мы получили запрет на движение в район укрытия к мысу Такиль, нам была дана команда встать рядом с судном «Глория». «Волгонефти-239» сказали ориентироваться на нас и встать в районе якорной стоянки № 471Е в ожидании улучшения погодных условий. Погода должна была улучшиться после 16:00 15 декабря.

Утром 15 декабря, примерно в 7:05, ветер и волнение моря начали усиливаться. По указанию капитана судна — Леонида Волегова — в 8:05 команда осмотрела судно, проконтролировала герметичность судовых помещений. Группа под моим руководством произвела обход судна. Примерно в 8:30 я доложил о том, что все судовые помещения проверены, загерметизированы, протечек не обнаружено, двери закрыты и задраены по-штормовому. Спустя примерно 10 минут — в 8:40 — судно переломилось на две части в районе грузовых танков № 5 и № 6.

Капитан судна начал руководить «борьбой за живучесть» и спасением экипажа. Были извещены СУДС морского порта о том, что «Волгонефть-212» терпит бедствие, запрашивает помощи в спасении экипажа. На судне была сыграна «Общесудовая тревога». Экипаж произвёл действия по герметизации кормовой надстройки и собрался в ходовой рубке в спасательных жилетах. По команде капитана я и второй механик произвели запуск главных двигателей на задний ход. Капитан, работая главными двигателями на задний ход, пытался увести кормовую часть на более мелководный участок, но это не удалось из-за увеличившегося дифферента и выхода гребных винтов из воды.

СУДС морского порта сообщила, что спасение экипажа будет выполняться силами судна-спасателя «Меркурий». На предложение находящегося рядом теплохода «Лидия В», выразившееся в его готовности подойти к нашему борту для спасения экипажа, СУДС морского порта ответил категорическим запретом, подтвердив, что спасением экипажа будет заниматься судно-спасатель «Меркурий», подход которого к месту аварии планируется примерно через один час.

Примерно в 10:30 — 11:00, после нескольких безуспешных попыток подхода судна-спасателя «Меркурий» к борту кормовой части нашего судна, было принято решение подать нам плот «ПСН-10» с «Меркурия» и раскрыть его под нашей кормой для спуска членов экипажа по шторм-трапу в плот. Однако этого сделать не удалось из-за неисправности плота — он не раскрылся.

Примерно в 12:15 началась эвакуация членов экипажа при помощи вертолёта ВМФ России. На момент начала спасательной операции все члены экипажа были живы и здоровы. Пока кормовая часть оставалась на плаву, были сняты восемь человек, после её ухода под воду ещё троих подняли вертолётами из воды. Одного удалось поднять на буксир «Меркурий», один — погиб в воде. Гибель матроса-маториста Данила Саблина произошла после того, как он покинул судно «Волгонефть-212», при проведении спасательной операции, не по вине капитана Леонида Волегова.

Меня тоже спасли из воды и доставили в больницу Анапы.

— Называлась ли причина, по которой СУДС морского порта ответил запретом на спасение экипажа судном «Лидия В»?

— Чем был мотивирован отказ диспетчером порта — сказать не могу. На тот момент это был наилучший и быстрый вариант спасения экипажа, так как судно достаточно большого водоизмещения, на нём находился груз. Сильной качки судно не испытывало, чего нельзя сказать о буксире-спасателе, который не смог подойти к нам и снять людей из-за сильного волнения.

«Согласно инструкции»

— По каким причинам, по вашему мнению, произошла авария? Одна из называемых причин — ошибка экипажа. Если она была, то в чём?

— Авария произошла по причине резкого ухудшения погоды, не соответствующей прогнозу, большой волновой нагрузке, неправильной организации выхода в район выгрузки и невозможности, в случае ухудшения погоды, уйти в Азовское море.

Считаю, что ошибки в действиях экипажа не было. При крушении все действовали согласно инструкциям, благодаря чему удалось избежать больших жертв.

— Почему корабль на время шторма не мог уйти в укрытие, отойти на безопасное расстояние? Можно ли было в соответствии с прогнозом о шторме скорректировать курс судна?

Да, можно было отправить нас обратно в Азовское море, либо разрешить переход в район 455 км за Крымский мост. В крайнем случае разрешить встать в укрытие мыса Такиль — посёлка Заветное.

— Кто должен был отдать распоряжение?

— Капитания порта.

— Справедливо ли, по вашему мнению, обвинение Леонида Волегова в происшествии?

Следком предъявил обвинения капитанам нефтетанкеров, их задержали. Капитан пермского танкера «Волгонефть-212» Леонид Волегов по решению суда заключён под стражу до 17 февраля. Он обвиняется в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, в результате чего погиб член экипажа (ч.2 ст. 263 УК РФ).

— Я считаю, что нет, так как благодаря действиям капитана удалось избежать больших жертв, гибель члена экипажа произошла в тот момент, когда оставшиеся члены экипажа оказались в воде, во всю уже была развернута спасательная операция силами МЧС и ВМФ России. Капитан судна уже не руководил нашим спасением. Он также находился в воде, как и оставшиеся четыре члена экипажа, которых смыло в море из-за затопления кормовой части. Это произошло до прибытия ещё двух вертолетов.

— Телеграм-канал Baza сообщал, что судно было перегружено. На танкере при максимальной грузоподъёмности 4800 тонн находилось 4900 тонн мазута. Соответствует ли эта информация действительности?

— Нет, это не соответствует действительности. Согласно замерам и грузовым документам, на судне находилось 4 270 тонн мазута.

— Правда ли, что один из котлов сломался, пока судно ждало разгрузки?

— Да, на судне действительно вышел из работы один из вспомогательных котлов, но мы поддерживали температуру груза для выгрузки за счёт второго котла, на безопасность судна данное обстоятельство не влияет.

«Хоть 100 лет»

— Сколько лет эксплуатировалось судно «Волгонефть-212» и в каком состоянии оно было? Проходил ли танкер техобслуживание?

— Судно было построено в 1969 году. В 2009 году корпус судна обновили. Слипование (техобслуживание) судно проходило каждые два с половиной года, при котором под наблюдением регистра производится дефектация корпуса и всех систем судна. По результатам дефектации производится замена корпуса и узлов судна не удовлетворяющим требованиям класса судна.

В июне 2024 года был окончен очередной осмотр и ремонт судна. Заменены части корпуса, вызывающие малейшие подозрения. Корпус судна регулярно обновлялся. Мы были уверены, что он легко мог бы выдержать волну 3,0-3,5 метра, хотя по классу мы ограничены волной в 2,5 метра. В день крушения, по нашим наблюдениям и наблюдениям капитана судна-спасателя, волна была 4,5 — 5,0 метров. Ни одно судно такого класса не избежало бы трагедии, будь еще кто-то кроме «Волгонефти-239» рядом с нами.

— Сколько такое судно вообще можно эксплуатировать?

— При регулярном обслуживании и предъявлении экспертам регистра, судно может эксплуатироваться и 100 лет. Есть на море суда, которые построены ещё методом клепки корпуса. Они до сих пор находятся в эксплуатации.

— В каком состоянии, по вашим наблюдениям, сейчас находится морской флот?

— Контроль за ремонтом флота сейчас находится на очень высоком уровне, учитывая что современные технологии позволяют провести очень подробную и точную дефектацию корпуса и всех систем судна. Раз в 5 лет на судах нашего класса делается обязательный расчёт прочности судна, который моделирует поведение корпуса при разных условиях. И если он не пройден, то не получит подтверждение класса судна и не сможет выйти из ремонта.

— Подобное ЧП может случиться с любым судном или это единичная история? Что нужно сделать, чтобы избежать подобных крушений в будущем?

— Точно знаю о подобном случае в 2007 году. Тогда затонуло 5 судов при аналогичном стечении обстоятельств.

11 ноября 2007 в Керченском проливе произошла крупнейшая катастрофа в России. Из-за разыгравшегося шторма здесь утонули четыре сухогруза и танкер. В море вылилось 3 тыс. тонн мазута, почти 7 тыс. тонн технической серы. Погибли 8 человек.

Чтобы предупредить подобные ситуации, необходимо соблюдать регулирующим органам движение, сезонность и районы плавания, как это предписывает закон. Если происходит ситуация с задержкой выгрузки, судам приходится находиться в районе дальше разрешенного документами, организовывать якорные стоянки, которые позволяют укрыться от ветров южного направления именного в этих районах выгрузки в акватории Черного моря.

В заключение хотел бы выразить благодарность от экипажа судна вертолётчикам и спасателям МЧС и ВМФ России.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 5 декабря
EUR ЦБ: 89,9 (-0,69)
Инвестиции, 16:41
Курс доллара на 5 декабря
USD ЦБ: 76,97 (-0,99)
Инвестиции, 16:41
Все новости Пермь
Йоханнес Клебо одержал 100-ю победу на этапах Кубка мира Спорт, 17:23
На автозаводе объяснили, какие «Москвич 5» появились в Нижнем Новгороде Авто, 17:23
Пермский «Амкар» продлил контракт с тренером вратарей до 2026 года Пермь, 17:21 
Макрон опроверг, что предупредил Зеленского о предательстве США Политика, 17:17
Много света: где найти квартиру с окнами в пол РБК и ПИК, 17:15
Рената Латыпова, основатель бренда украшений Baggira Стиль, 17:13
Швецов спрогнозировал двузначную ключевую ставку на несколько лет Инвестиции, 17:13
Как располагать к себе людей
Интенсив о харизме
Узнать больше
FT включила Маргариту Симоньян в список влиятельнейших людей года Политика, 17:06
«Галс-Девелопмент» провел публичную дискуссию на тему «Дом как судьба» Пресс-релиз, 17:05
Путин начал встречу с президентом Индии Политика, 17:04
ГАИ опровергла планы ужесточить регистрацию авто с большим пробегом Общество, 17:01
Биткоин-ETF BlackRock потерял $2,7 млрд из-за рекордного оттока средств Крипто, 16:58
Расслабленная жизнь как на курорте: каким будет квартал Dream Riva РБК и Dream Riva, 16:55
Макрон признал, что ЕС не принудит Россию к переговорам с ним по Украине Политика, 16:50