Топ-менеджер Henkel – об особенностях работы компании в России
В Перми побывал генеральный менеджер подразделения Laundry & Home Care компании Henkel в России Томаш Дуффек. В краевой столице находится крупнейший в России завод Henkel по производству чистящих и моющих средств. Во время визита в регион топ-менеджер компании дал эксклюзивное интервью РБК-Пермь, в котором рассказал об интересе зарубежных компаний к России и особенностях ведения бизнеса на ее территории, тенденциях в отрасли и высоких запросах потребителей на экологичность товаров.
РБК-Пермь: Вы отвечаете за рынок чистящих и моющих средств. Что сейчас происходит на этом на рынке?
Томаш Дуффек: В последнее время потребители переходят от традиционных средств таких, как стиральные порошки, к жидким средствам, и за последние 1,5 – 2 года очень мощно развивается сегмент капсул для стирки. Что касается продуктов по уходу за домом – люди возвращаются к специальным средствам: некоторое время назад мы видели, что люди используют средство для мытья посуды в качестве универсального и моют им все, но сейчас больше возвращаются к специализированным продуктам для мытья окон, для чистки поверхностей и т.д.
В России в последнее время падает потребительская способность населения – вы это на себе уже ощутили?
Мы видим, что цена по-прежнему имеет большое значение для потребителя, и в нашем сегменте специальные акции компании занимают одну из самых больших долей на рынке. Многие люди ждут, когда будет очередная акция на моющие и чистящие средства в том магазине, в котором они привыкли покупать. При этом мы по-прежнему видим рост в сегменте премиальных брендов. То есть люди предпочитают покупать более дорогие бренды, качеству которых они доверяют, но хотят платить за них меньше. Это тенденция сохраняется на протяжении последних двух – трех лет.
Продукция вашего пермского предприятия обеспечивает продукцией Россию и часть стран ближнего зарубежья. Спрос на товары в разных регионах отличается?
Больших различий по стране мы не видим. Тем не менее, по некоторым специальным категориям спрос отличается, например, на товары для посудомоечных машин. Потому что в целом в России количество домохозяйств, в которых используют посудомоечные машины, составляет 9 – 10%. Но этот процент, конечно, выше в крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Казань. В них этот показатель достигает почти 20% – там товары для посудомоечных машин продаются лучше, продажи выше.
Спрос на ваши средства в России и Европе отличаются?
Здесь тоже можно продолжить тему с посудомоечными машинами: в Германии, например, они есть примерно в 80% домохозяйств, соответственно, продажи средств для них огромные. Также в Европе гораздо выше, чем в России, доля продаж жидких моющих средств – в Западной Европе это более 50% от всех продаж. Но и Россия тоже движется в этом направлении: в последние десять лет мы видим, что каждый год количество потребителей жидких моющих средств растет.
Именно этим Россия и заинтересовала в свое время компанию – растущим рынком?
Думаю, да. Мы видели потенциал в сегментах, которые были не так развиты в стране в то время. Ну и, конечно, Россия – огромная страна, здесь много возможностей, поэтому для многих крупных компаний она всегда остается предпочтительным рынком для развития бизнеса.
«Наша работа – соответствовать требованиям»
А легко ли работать в России зарубежным компаниям?
Мы международная компания с немецкими корнями, наша штаб-квартира находится в Дюссельдорфе. Но мы также и российская компания, поскольку все наши функциональные подразделения находятся в России, от производства до маркетинга и логистики. Конечно, в России есть своя специфика – это не вопрос. Но, думаю, что мы хорошо справляемся.
Какие задачи решать здесь сложнее всего?
Я приехал сюда четыре года назад, и были вещи, которые меня удивили – те, о которых, в общем-то, наверно, знаешь, но прочувствовать получается только когда уже оказываешься здесь. Это, конечно, разница в температуре – в России в разных регионах температура колеблется от +30 до -30. В Европе такого нет, и это безусловно накладывает дополнительные требования как к логистике, так и к формулам нашей продукции. Продукты должны быть устойчивы к изменению температуры во время транспортировки и эффективно справляться с загрязнениями дома у потребителя. Это кажется мелочами на первый взгляд, но в итоге это может сильно повлиять на бизнес. Также расстояния совсем другие, нежели в Европе: при отправке продукции из Перми, скажем, на Камчатку, нужно тщательно планировать объемы и время поставки, чтобы товар пришел в срок. Это то, что сразу приходит в голову, когда думаешь о разнице между работой в России и в Европе.
Также законодательные требования отличаются от европейских, но своя специфика существует в каждой стране, и это наша работа – соответствовать этим требованиям.
С момента, когда в 2001 году Henkel купил завод в Перми (бывший «Пемос»), эта производственная площадка стала одной из крупнейших в России в отрасли. Как компании удалось прийти к этому?
Мы много инвестировали в предприятие, чтобы довести его до современного состояния – сейчас мы производим здесь жидкие моющие средства, построили новые линии, современный автоматизированный склад. И все ноу-хау, которые были разработаны компанией за все эти годы в разных странах, мы тоже внедрили на заводе.
Географическое местоположение Перми очень благоприятно, здесь у нас всегда была очень хорошая, профессиональная команда, и сотрудничеством с местными властями мы довольны – они всегда нас поддерживали. И да, почти за 20 лет, которые мы работаем в Перми, этот завод стал одним из самых развитых и современных, и мы продолжаем работать в этом направлении. В настоящее время мы производим здесь примерно 300 тыс. тонн продукции в год – это более 70% всего объема продукции, которую мы продаем в России. Производим здесь 14 брендов – Persil, Лоск, Пемос, Bref, Vernel и другие.
«Мы готовы платить больше»
В России сейчас много говорят об экологии, и от самих покупателей часто можно услышать, что они хотели бы покупать продукцию в экологичных упаковках – так они надеются наносить меньше вреда природе. Это вносит какие-то коррективы в работу крупных химических компаний?
Конечно, мы чувствуем, мы видим это в России, это также присутствует и на европейском рынке, и мы, естественно, это поддерживаем. Компания Henkel поставила перед собой вполне четкие цели. Одна из них – к 2025 году использовать только перерабатываемые виды упаковок. К тому же году мы намерены увеличить долю переработанного сырья в упаковке в Европе до 35%.
Так мы планируем, но на деле в России сложно найти такой материал, поскольку в отличие от европейских стран, в нашей стране система сбора и сортировки мусора пока находится в зачаточном состоянии.
Недавно мы посчитали, сколько переработанного пластика нужно для завода в Перми. Стали искать, но нашли лишь очень небольшое количество. Но мы следим за развитием рынка, продолжаем искать решения с нашими поставщиками. Мы готовы это делать, и готовы платить за такой пластик больше, но сейчас его просто невозможно найти в России. У нас уже есть несколько продуктов, для которых мы использовали переработанный пластик, мы поставляем их из Европы, но уже в следующем, 2020 году, некоторые из них начнем производить в России.
Есть другие решения – раньше наши таблетки для посудомоечных машин упаковывались в пластик, сейчас же они имеют водорастворимую оболочку.
Кроме того, много лет назад мы начали производить моющие средства, не содержащие фосфатов. Сегодня их нет ни в одном нашем продукте в России. Мы не используем микропластик. Обдумываем новый шаг – компактацию стиральных порошков. Мы изменим их концентрацию и размер упаковки: для одной стирки нужно будет использовать средства в меньшем количестве. То есть мы работаем в разных направлениях для достижения этих целей.