Перейти к основному контенту
Пермь ,  
547 

Новый закон о локализации. Что будет с рынком такси в Пермском крае?

Фото: РБК Пермь
Фото: РБК Пермь

Во вторник, 13 мая, Госдума приняла во втором и третьем чтениях законопроект о требованиях к локализации автомобилей, используемых в такси. Теперь как таксопарки, так и частные водители должны будут использовать только отечественные марки авто. Закон вступит в силу 1 марта 2026 года.

Что это означает

Для включения автомобиля в реестр необходимо соблюсти одно из требований:

  • совокупное количество баллов локализации соответствует количеству баллов, установленному правительством для госзакупок;
  • автомобиль произведен в рамках специального инвестконтракта, заключенного в период с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года.

Однако для некоторых регионов есть исключения. Данные требования не будут применяться к автомобилям, внесенным в региональные реестры до 1 марта 2026 года, а также к транспортным средствам в реестрах Калининградской области и регионах Сибирского федерального округа — до 1 марта 2028 года, а в субъектах ДФО — до 1 марта 2030 года.

С 1 января 2033 года единственным критерием для внесения автомобиля в реестр такси будет количество набранных баллов локализации.

Руководитель пресс-службы Общественного Совета по развитию такси Екатерина Киселева рассказала РБК Пермь, что ждет рынок такси в связи с принятием закона.

Как закон отразится на рынке такси в Пермском крае

Регион не входит в список тех, где действует отсрочка. Это значит, что после 1 марта 2026 года все новые автомобили в реестр можно будет вносить только по критериям локализации и с учетом требования к цвету кузова такси.

«В случае отсутствия мер господдержки, введение закона о локализации такси приведет к следующим последствиям: снижение количества легальных перевозчиков, рост цен на поездки, дефицит машин, увеличение времени ожидания такси, в особенности за пределами крупных городов», — говорит Киселева.

Сколько автомобилей выйдет из эксплуатации ввиду принятия нового закона

По словам Киселевой, на данный момент дать точную оценку масштабов вывода автомобилей из эксплуатации невозможно, поскольку Минпромторг ещё не опубликовал перечень моделей, которые будут соответствовать требованиям локализации, установленным законопроектом. Именно от содержания этого списка будет зависеть, какие автомобили смогут легализоваться в такси после 1 марта 2026 года, а какие нет.

Важно понимать: все автомобили, которые будут внесены в региональные реестры до даты вступления нормы в силу, смогут продолжить деятельность. Законодательство не ограничивает срок их нахождения в реестре такси. Такие автомобили могут быть исключены только по желанию собственника или решением уполномоченного органа при нарушении требований закона.

Сколько средств потребуется перевозчикам, чтобы поменять машины

В ближайшие годы для обновления автопарка потребуются миллиарды рублей. Это прямые затраты на покупку новых машин, а также затраты на переоснащение СТО, обучение персонала, кредитные и лизинговые платежи и обновление складов запчастей. Дополнительные затраты нарушают экономику бизнеса, что приведёт к росту цен на услуги такси.

Какие марки машин уйдут из рынка такси

Под угрозой — все автомобили, которые не попадут в перечень локализованных моделей, соответствующих требованиям закона. Такой список должен быть официально опубликован Минпромторгом, и до его публикации говорить с уверенностью о конкретных моделях преждевременно.

На текущий момент, с наибольшей долей вероятности, в списке будут модели АвтоВАЗа: Lada Granta, Vesta, Iskra, Aura. Также, возможно, в него войдут «Москвич-3», «Москвич-6» и электромобили Evolute.

Сколько таксопарков могут закрыться

Точно оценить последствия на данном этапе затруднительно, поскольку многое будет зависеть от перечня локализованных моделей, который еще не опубликован. Однако уже сейчас видно, что отрасль такси находится в непростом экономическом положении. Рост стоимости автомобилей, дефицит автозапчастей, высокая ключевая ставка и отсутствие доступных программ обновления автопарков — всё это уже замедляет обновление парков.

«Принятие жесткой нормы без мер господдержки однозначно негативно отразится на отрасли такси», — подчеркнула эксперт.

Как изменения скажутся на росте цен на поездки

Увеличение цен на поездки практически неизбежно. Все расходы на обновление парка, обслуживание и покупку машин будут заложены в тариф. Кроме того, с рынка может уйти значительное число водителей и машин, что снизит конкуренцию. Цены вырастут, особенно в регионах. Для водителей это означает следующее: или повышение финансовой нагрузки, или потеря дохода, или уход с рынка.

Как изменится количество водителей

Ожидается сокращение числа легальных перевозчиков, особенно самозанятых, работающих на личных автомобилях. Закон не оставляет им возможности зарегистрироваться в реестре, если их машина не входит в список локализованных. Уйти в кредит или лизинг на новый отечественный автомобиль без господдержки — экономически невыгодно. Многие водители будут искать другую работу или уйдут в теневой сектор.

Так, рост нелегальных перевозок — это один из главных рисков. Люди будут продолжать работать, но вне рамок закона. Это приведёт к снижению уровня безопасности и контролируемости перевозок, а также снизит поступления налогов в бюджет.

Какая доля машин в такси соответствует новым требованиям

Как сообщил РБК Пермь руководитель таксопарков «Навигатор» и «Леверна» Роман Кизик, на данный момент доля автомобилей соответствующих требованиям нового закона в двух автопарках составляет не более 30%.

«После опыта эксплуатации АвтоВАЗ, начиная с 2023 года выпуска, было принято решение не покупать эти машины для работы в такси. Не соответствует качеству и стоимость конвейерных оригинальных запчастей Lada. Причём Chery, Changan и прочие иномарки такого дорогостоящего ремонта не требуют. Для обновления парка потребуется огромные затраты, несовместимые с заработком в отрасли», — подытожил Кизик.

По словам директора автопарка «Легион-Пермь» Антонины Краглик, новым требованиям соответствуют порядка 20% машин в таксопарке. Ввиду принятия закона и роста цен на отечественный автопром, довольно большая часть предпринимателей в данной отрасли может уйти из рынка. Только за 2023-2025 годы, отмечает Краглик, рынок такси покинули порядка 15% бизнесменов.

Лента новостей
Все новости Пермь
Axios сообщил об участии США в защите Израиля от ответного удара Ирана Политика, 22:49
Tasnim сообщил, что Иран взял в плен пилота сбитого израильского самолета Политика, 22:41
Карпина объявили главным тренером «Динамо» во время «Что? Где? Когда?» Спорт, 22:39
СМИ сообщили о попадании ракет Ирана по штаб-квартире Минобороны Израиля Политика, 22:30
Израиль заявил о переходе Ираном красных линий после ответной атаки Политика, 22:21
Пять стратегий инвестора в недвижимость: как устроены и какую выбрать РБК и ПИК, 22:12
Попадания в Тель-Авиве зафиксировали после ракетной атаки Ирана Политика, 22:02
Как располагать к себе людей
Интенсив о харизме
Узнать больше
КСИР объявил о начале операции против Израиля Политика, 21:57
На фоне атаки Израиля Иран назначил нового главнокомандующего армией Политика, 21:40
Поселиться насовсем: как выглядит премиальный жилой квартал от Pioneer РБК и Pioneer, 21:33
Хаменеи в ответ на атаку Израиля пообещал сделать его «беспомощным» Политика, 21:27
Air Arabia приостановила полеты в Россию и еще девять стран Политика, 21:12
ЦАХАЛ заявила о пуске Ираном ракет в сторону Израиля Политика, 21:07
Впервые за 19 лет в топ-10 рейтинга ATP будут трое теннисистов из США Спорт, 21:06