Из-за роста цен на продукты пермяки переходят на более доступные аналоги

В Пермском крае с начала года отмечен значительный рост цен на продукты. В 2025 году в Пермском крае наиболее заметно подорожало сливочное масло. Средняя цена за упаковку выросла на 35% — до 201 руб. При этом спрос на масло снизился — на 20%. Данные РБК Пермь предоставили аналитики сервиса «Контур.Маркет». На втором месте по росту цен — кофе. Упаковка подорожала в среднем на 34% — до 182 руб. Спрос на кофе упал на 12%. Замыкает тройку чай: он вырос в цене на 30%, а спрос снизился на 17%. Также значительно выросли цены на курицу (29%), индейку (26%), гречку (18%), растительное масло (17%). Подорожали все продукты, за исключением картофеля, его цена снизилась на 3%.
По сравнению с прошлым годом вырос спрос на яйца — на 6% и на картофель — на 2%. Остальные продукты потребительской корзины стали покупать реже. Сильнее всего снизился спрос на молоко и индейку (-32%), а также на гречку (-26%).
При составлении рейтинга подорожавших продуктов сервис «Контур.Маркет» проанализировал 9 млн чеков, выданных с 1 января по 31 марта в 2024 и 2025 годах в розничных магазинах Пермского края.
Доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента, маркетинга и коммерции ПГНИУ Екатерина Антинескул считает, что снижение спроса на ряд подорожавших товаров связано с изменением поведения потребителей в отношении питания.
Многие продукты сильно зависят от колебаний цен. К примеру, кофе является весьма чувствительным товаром. Однако существуют и другие группы товаров, менее подверженные ценовой чувствительности, такие как хлеб, спрос на который снижается незначительно даже при росте стоимости. Что касается сливочного масла, оно легко заменяется растительным маслом, поэтому снижение спроса на первый вид продукта лишь частично отражается на втором.
«Потребительские предпочтения также меняются в зависимости от доступности продуктов: жители Пермского края всё чаще отказываются от традиционной гречневой крупы в пользу картофеля, ставшего доступнее. Аналогично, рост цен на свинину стимулирует переход покупателей на более доступные виды мяса или яйца как источник белка», — считает экономист.
Таким образом, большинство потребителей способны адаптироваться к изменениям рыночной ситуации, переключаясь между товарами, входящими в привычную корзину покупок. Эксперт подчеркнула, что в ближайшее время ожидать существенного снижения или стабилизации цен не приходится.