В 2024 году пермяки потратили в интернет-магазинах 122 млрд рублей

Рост интернет-торговли в Пермском крае в 2024 году составил 45% в годовом выражении, а объём — 122,2 млрд руб. Из этой суммы 97% (118,3 млрд руб.) — это покупки в российских интернет-магазинах и маркетплейсах, оставшиеся 3% (3,8 млрд руб.) — покупки на зарубежных площадках. Статистику по запросу РБК Пермь предоставили в пресс-службе Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ).
При этом в целом по России рост интернет-торговли в прошлом году составил 41%, а объем — почти 9 трлн руб. 97% из этой суммы также пришлось на онлайн-покупки в российских интернет-магазинах и маркетплейсах, а 3% — на трансграничный рынок.
«Такое соотношение полностью соответствует общероссийской статистике. После введения санкций и ввиду невозможности оплаты российскими банковскими картами, онлайн-покупки за рубежом сократились до минимума, при этом отечественные участники рынка интернет-торговли смогли обеспечить удовлетворение потребительского спроса во всех категориях товаров», — отметили в организации.
Что повлияло на рост покупок
По словам заведующей отделом ритейл-маркетинга и исследований поведения потребителей Research&Development Marketing.LAB ПГНИУ Евгении Керзиной, на рост объема интернет-торговли в регионе повлияло активное стимулирование спроса со стороны маркетплейсов и увеличение числа потребителей, получивших положительный опыт при покупке того или иного товара в интернете.
Эксперт отмечает, в соседнем регионе, в Республике Татарстан, идет активное строительство логистических центров, что существенно повышает покупательскую активность населения в интернете. Следовательно, чем больше будет таких хабов в Пермском крае, тем легче будет местным компаниям в работе с онлайн-продажами.
Доля интернет-торговли в общем объеме продаж
В общем объеме розничных продаж за прошедший год в Пермском крае доля интернет-торговли в 2024 году составила 15,4%. Годом ранее этот показатель был всего 12%. Больше всего денег в 2024 году пермяки потратили на покупку товаров категории «электроника и бытовая техника» — свыше 20 млрд руб., что составляет 16,5% от всех покупок.
Что пермяки покупали на маркетплейсах чаще всего
В топ-5 по объему трат также вошли товары для дома и мебель — 18,2 млрд руб. (14,9%); продукты питания (доставка из магазинов и готовой еды из общепита) — около 18 млрд руб. (14,6%); одежда и обувь — 17,4 млрд руб. (14,2%); автозапчасти и автоаксессуары — 8,6 млрд руб. (7,1%). Последняя категория впервые попала в первые строчки рейтинга, вытеснив из первой пятерки товары для красоты и здоровья, которые бессменно находились там с 2020 году.
Кроме того, произошло перераспределение позиций: продукты питания, ранее занимавшие по тратам четвертое место, переместились на третью строчку и лишь немного уступили товарам для дома.Тем не менее, товары для красоты и здоровья по-прежнему занимают заметную долю в онлайн-торговле края: на них приходится 6,2% от всех покупок. Заметны также траты на инструменты — 4,3%, цифровые товары (подписки и приложения) — 4,1%, товары для детей — 3,8%.
С точки зрения динамики роста в лидерах категория «автозапчасти и автоаксессуары»: в 2024 году объем продаж вырос на 168% по сравнению с 2023 годом. В категории «продукты питания» рост составил 134%, в аптеках (доставка лекарств и аптечного ассортимента) — 117%, в подарках и цветах — 112%. Почти на 90% «выросли» инструменты.
Большой ассортиментный ряд автозапчастей и автоаксессуаров, представленный в интернете, а также высокий уровень сервисов оформления заказа и доставки стали причиной роста этой категории: средний чек покупки в ней увеличился на 105% и составил 5,3 тыс. руб. При этом в продуктах питания налаженный сервис привел к противоположной тенденции: средний чек сократился на 43% (579 руб.). При таком заметном росте общих объемов, это говорит об увеличении частоты заказов — онлайн-покупка продуктов становится обыденной привычкой, говорят в АКИТ.
Повтор материала от 1 апреля 2025 года.