Жители Прикамья нарастили потребление всех видов алкоголя
В 2023 году на одного жителя Пермского края пришлось 8,3 литра крепкого алкоголя, 5,5 литров винодельческой продукции и 64,7 литров пивоваренной продукции. По всем видам алкоголя жители Прикамья нарастили потребление. В сравнении с 2022 годом потребление крепкого алкоголя выросло на 3,2%, винодельческой продукции — на 4,4%, пивоваренной продукции — на 4,9%. Такие данные подсчитала аналитическая служба аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza.
Показатели продаж алкоголя в Пермском крае превышают как среднероссийские, так и по Приволжскому федеральному округу (ПФО). В среднем на одного россиянина в 2023 году пришлось 7,2 литров крепкого алкоголя (+3,6% к 2022 году), 5,9 литров винодельческой продукции (+2,3%) и 53,3 литра пивной продукции (+2,6%). Что касается жителей ПФО, то на одного жителя округа в 2023 году пришлось 7,7 литров крепкого алкоголя (+4% к 2022 году), 4,5 литра винодельческой продукции (+2,8%) и 58 литров пивоваренной продукции (-0,4%).
Аналитики использовали данные Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками (Росалкогольтабакконтроль) о розничных продажах спиртосодержащей продукции в натуральном выражении, включая реализацию алкоголя в заведения общепита. К крепкому алкоголю были отнесены водка, коньяк и ликероводочные изделия с содержанием спирта свыше 25%, к винодельческой продукции — тихие и игристые вина, ликеры и винные напитки, произведенные из винограда (то есть исключая плодовые вина). Пивная продукция включает в себя пиво, пивные напитки, сидр, пуаре и медовуху. Данные об объемах розничной реализации алкоголя были сопоставлены со среднегодовой численностью населения за рассматриваемые периоды.
«Традиционно больше всего крепкого алкоголя употребляют в регионах с суровым климатом, в то время как в кавказских республиках распитие спиртного сведено к минимуму. Однако стоит учитывать, что ещё сохраняется теневой рынок алкоголя, не учитывающийся в официальной статистике продаж. Также важно отметить, что особенно высокий рост продаж крепкого алкоголя не в полной мере отражает общую структуру потребления. Мы видим, что в 2023 году часть россиян переключилась с водки на коньяк, ром, джин и другие высокоградусные напитки, отечественное производство которых заметно расширилось», — рассказывает член совета директоров FinExpertiza Агван Микаелян.
Если говорить про потребление алкоголя, то оно считается немного иначе. Оно включает в себя, во-первых, сами продажи. Во-вторых, специалисты пытаются оценить потребление нелегального алкоголя, то есть домашние настойки, вина, самогон, настойки, которые продаются в аптеках.
«Эти оценки делаются минздравом с помощью показателей заболеваемости, смертности. Показатель получается несколько выше. По итогам 2023 года, среднероссийский уровень потребления — 8,4 литра на душу населения. Уровень Пермского края — 8,9 литров на душу населения. Пермский край на фоне соседних регионов выглядит прилично. Потребление алкоголя в Свердловской, Кировской, Курганской областях значительно выше — более 10 литров на душу населения», — рассказала научный сотрудник Международной лаборатории исследований населения и здоровья НИУ ВШЭ Елена Чурилова.
Директор наркологической клиники «МедАльянс» Борис Рейтерович утверждает, что по заболеваемости алкоголизмом тенденция очень высокая.
«Данной тенденции на сегодняшний день подвластны женщины, которые недавно хотели стать независимыми, а теперь не знают, что с ней делать. Кроме того, алкоголик, к сожалению, молодеет», — поделился Борис Рейтерович.
Все опрошенные РБК Пермь эксперты считают, что в снижении алкоголизации населения запреты не помогут. Всё, что можно запретить и ограничить, уже запрещено и ограничено.
«Мы же понимаем, что вопрос не в запретах, а вопрос в том, чтобы реализовать элементарную систему оказания первого этапа медицинской помощи. Нужно же хотя бы увеличить эти койки. Нужно, чтобы докторам было интересно работать в амбулаторной помощи. В моём понимании, говорить о том, что нужно что-то запрещать, это профанировать проблему», — подытожил кандидат медицинских наук, психиатр Александр Вайнер.
А вот развитие винной культуры действительно выработает привычку осознанного выбора и потребления, считает гендиректор ООО «Виноград» Екатерина Балдина.