Изготовители напитков заявили о возможном ухудшении качества из-за акциза
С 1 июля 2023 года в России начинает действовать акциз на сахаросодержащие напитки. Безалкогольная продукция, содержащая больше пяти граммов сахара на литр, будет обложена дополнительным косвенным налогом в размере семи рублей за литр. Нововведения коснутся сладких газированных напитков, на соки и морсы новый акциз не распространяется. Генеральный директор пермской компании по производству напитков «Санфрут» Пётр Паньков в разговоре с РБК Пермь высказал обеспокоенность возможным снижением качества напитков.
«Есть большие опасения, что это нововведение не повысит качество продукта. Для того чтобы нивелировать влияние этого требования, производители будут идти по разным путям. Кто-то будет идти по пути снижения сахара, кто-то будет добавлять подсластитель. Но надо понимать, что продукт на сахаре — он самый вкусный всегда, и любая газировка на сахаре — она вкуснее, чем газировка на подсластителе», — объясняет Пётр Паньков.
Как замечает генеральный директор «Санфрута», проблема с качеством напитков может возникнуть в связи с появлением на российском рынке новых производителей. Современные технологии позволяют делать качественный продукт и на подсластителях, но не все новички рынка, появившиеся из-за ухода из России транснациональных лидеров, имеют такую возможность.
Другими негативными последствиями введения акциза руководители компаний называют возможное сокращение производства напитков в целом, инвестиционных проектов и рабочих мест. Дополнительный косвенный налог, который производитель будет включать в свою отпускную цену, вызовет увеличение стоимости продукта на полке, что может повлиять на покупательскую способность потребителей и спрос на напитки.
«Я среди производителей безалкогольных напитков радостных лиц не увидел», — говорит Паньков.
В полной мере оценить последствия введения акциза ещё сложно, но уже сейчас производителям приходится приспосабливаться к новым условиям. Генеральный директор «Очёрского завода напитков» Ольга Каракулова рассказала РБК Пермь о выработанном на их производстве способе адаптации к введению акциза. На сегодняшний день на предприятии принято решение о производстве трёх категорий напитков. Первая категория содержит только сахар и попадает под акциз. Вторая категория напитков будет производиться с использованием подсластителей и не будет облагаться дополнительным налогом. Третья группа продукции содержит смесь сахара и подсластителей, но в такой мере, что количество сахара не будет достигать облагаемого акцизом количества.
«Наши решения направлены на то, чтобы потребитель сам выбирал, что ему важно: сокращать употребление сахара для себя или не сокращать», — поясняет Ольга Каракулова.
Средства, полученные в результате сбора акциза, будут направлены на борьбу с сахарным диабетом, но уменьшит ли новый акциз количество диабетиков в России — покажет только время.