«В подвешенном состоянии»: пермяки резко нарастили потребление алкоголя
Жители региона нарастили потребление пивоваренной продукции на 4,4%, крепких алкогольных напитков – на 8,1%, а вот потребление вина снизилось на 3,2%.
Аналитики использовали данные Росалкогольрегулирования о розничных продажах спиртосодержащей продукции в натуральном выражении. Данные об объемах розничной реализации алкоголя были сопоставлены со среднегодовой численностью населения за рассматриваемые периоды.
В разговоре с РБК Пермь психотерапевт Александр Вайнер отметил, что некий рост пивного алкоголизма стабильно повышается. В первую очередь, в силу доступности, а во вторую – это социально одобряемо.
Потребление алкоголя в Пермском крае достаточно большое, считает психотерапевт Александр Вайнер. На объёмы потребления влияют три основных фактора, которые травмируют мозг: изменение привычного уклада жизни, жизнь в подвешенном состоянии и необходимость что-то учить.
«Сейчас влияет второй пункт – жизнь в подвешенном состоянии – он актуализируется для очень большого количества людей. Алкоголь, являясь общепринятым транквилизатором, становится более популярным. Естественно, в этой ситуации, когда длительное время голова находится в психогенном состоянии, уровень алкоголизации будет увеличиваться», – говорит Александр Вайнер.
Однако, по словам специалиста, пермяки не стали чаще обращаться с проблемой алкоголизма, так как при этом диагнозе отсутствует критика. Чаще стали обращаться с психотическими расстройствами. Они обостряются из-за повышения уровня тревожности.
Наибольшим спросом алкоголь пользуется у жителей северных и дальневосточных регионов. Лидерами по розничным продажам крепкого спиртного стали Карелия (15,5 литра на человека за год), Сахалинская область (14,9 литра) и Республика Коми (14,6 литра). В этих субъектах уровень потребления горячительных напитков превосходит среднероссийский показатель от 1,7 до 2,3 раза.
«В статистике розничных продаж крепкого спиртного за 2022 год обращает на себя внимание факт особенно высокого роста реализации ликероводочной продукции крепче 25 градусов, то есть всевозможных ромов, джинов, ликеров. Это происходило на фоне ухода из России многих зарубежных алкогольных брендов. Вероятно, часть потребителей могла закупиться импортным алкоголем впрок. При этом водка и коньяк подорожали меньше, чем вино и пиво, что также отразилось на росте потребления. Кроме того, на статистике сказывается продолжающееся обеление алкогольного рынка и сокращение контрафакта. В целом употребление спиртного традиционно воспринимается многими людьми как наиболее простой и доступный способ снизить уровень тревоги и стресса. Показательно, что уже к середине 2022 года расходы россиян на вредное потребление – то есть на алкоголь, табачную продукцию и сладости – выросли на пятую часть», – отмечает член совета директоров FinExpertiza Агван Микаелян.
Традиционно равнодушны к алкоголю жители кавказских республик – Чечни (0,1 литра крепкого спиртного на душу населения в год), Ингушетии (0,5 литра) и Кабардино-Балкарии (1 литр).
Повтор материала от 7 марта 2023 года.