Выдачи автокредитов в крае превысили прошлогодние показатели в 1,5 раза
Сегодня дефицит продолжает править авторынком, а цены большинства легковых автомобилей дистрибьюторы удерживают на уровне, который находится гораздо выше покупательной способности населения. Именно этот факт среди прочих не дает возможности расти как авторынку, так и рынку автокредитования. Почти все европейские, корейские и японские марки продолжили демонстрировать в ноябре падение продаж. А больше 20 марок продали менее 100 автомобилей (склады пусты) и практически исчезли с официального авторынка России.
При этом позитивные моменты все-таки есть: растут выпуск и продажи отечественных автомобилей, экспансию продолжают китайские бренды, выводящие на рынок все новые модели, набирает обороты параллельный импорт, объем продаж которого , по оценкам экспертов, хоть и не велик, но уже достигает 5-6% рынка, стабильны ставки по автокредитам, и, наконец, рынок серьезно поддержала государственная программа льготного автокредитования.
По данным НБКИ, в январе-октябре 2022 года в Пермском крае было выдано автокредитов на сумму 11 млрд руб. или на 39% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Пермский край входит в топ-15 регионов по объемам выданных автокредитов. Аналогичное падение выдач продемонстрировал и общероссийский рынок автокредитования – минус 37% за 10 месяцев 22 года.
Согласно статистике «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие») предоставленной РБК Пермь, совокупные выдачи банка в регионе за 11 месяцев этого года оказались также всё ещё ниже показателей 2021 года на 26% по объему и на 13% по количеству выданных автокредитов. Но тренд на восстановление уровня выдач не прекращается с мая этого года. Ежемесячные выдачи банка вернулись к прошлогодним значениям с октября, а в ноябре превысили выдачи за аналогичный период прошлого года в 1,5 раза. Как и прогнозировалось, снизившийся осенью покупательский спрос поддержала именно программа госсубсидирования. Так, если в августе количество выданных банком в Пермском Крае автокредитов по госпрограмме составляло 43% от общего количества оформленных автокредитов, в сентябре – 54%, в октябре – 58%, а в ноябре – уже 81%. В целом за период действия госпрограммы льготного автокредитования каждый второй автокредит в банке был выдан по госпрограмме.
В 2022 году (данные за 11 месяцев 22 года) в «Открытие Авто» заемщики чаще всего оформляли автокредиты на подержанные автомобили – на них пришлось более 59% сделок. При этом за последние месяцы тренд переломился: за счет программы льготного автокредитования начала расти доля автокредитов, оформляемых на новые ТС. В ноябре соотношение выдач на подержанные и новые авто составили 15% и 86% в пользу автомобилей с первичного рынка.
По итогам 11 месяцев 2022 года средний чек оформляемого жителями Пермского края автокредита составил 846 тыс. руб. по новым и 717 тыс. руб. по подержанным авто. В ноябре средний чек по автокредитам на новое авто снизился до 679 тыс. руб. (в связи с ростом выдач по госпрограмме), а на АСП составил 845 тыс. руб. Автокредиты в ноябре пермяки чаще всего оформляли на сумму от 500 тыс. до 1 млн руб., сроком от 4 лет и с первоначальным взносом 10-20% по новым и 20-30% по подержанным авто.
В топ кредитных продаж за 11 месяцев оказались марки LADA, HAVAL, MITSUBISHI, HYUNDAI и JAC среди новых. LADA, HYUNDAI, KIA, RENAULT, VOLKSWAGEN – среди подержанных авто. В ноябре чаще всего жители края оформляли кредиты на покупку новых LADА, HAVAL и CHERY и подержанных TOYOTA, RENAULT и LADA. На рынке новых авто россиянам сегодня приходится выбирать между бюджетными вазовскими моделями и недешевыми китайскими кроссоверами. При этом доля выданных в банке автокредитов на покупку автомобилей марки LADA превалирует и составила в ноябре более 90% от общих выдач автокредитов в виду все того же высокого спроса по госпрограмме льготного автокредитования.
В последний месяц года на рынок в большей степени продолжат оказывать влияние геополитические тренды, которые могут оказать влияние на покупательский спрос. В целом по итогам года очевидно, что рынок не достигнет прошлогодних объемов. Банки продолжают придерживаться консервативного подхода при кредитовании граждан, а оживление рынка во втором полугодии 2022 года и возобновлённая программа льготного автокредитования не смогут нивелировать значительный провал весны.