«Ошибка банка»: пермский юрист о возврате денег клиентам «Тинькофф»
Ведущий юрист Пермской Общественной организации по защите прав потребителей Василий Черепанов рассказал РБК Пермь о клиентах банка «Тинькофф», которым удалось выгодно поменять валюту из-за предполагаемой ошибки сотрудников банка. Напомним, что по информации Forbes, в феврале и марте текущего года клиенты «Тинькофф» нашли способ выгодно менять валюту на рубли с помощью промежуточной конвертации в фунты и евро. Банк посчитал это неосновательным обогащением и списал деньги с их счетов. Недовольные клиенты начали обращаться в суды. В ходе разбирательств выяснилось, что из-за ошибки сотрудников банка 265 клиентов «Тинькофф» смогли заработать, а ущерб для банка составил $7 млн. После этого банк решил просто взыскать со своих клиентов этот убыток.
Василий Черепанов ведет дела пермских клиентов банка, у которых также банк списал заработанные средства. По словам юриста, на данный момент у него на руках два решения: первое банк обжаловал, а второе пока не вступило в законную силу.
«Рано говорить, что все закончилось удачно. Удачно закончится, когда банк вернет клиентам все денежные средства. Пока таких результатов нет, есть только решение финансового уполномоченного, который их обязал это сделать, но это решение еще не исполнено. Лично у меня два таких решения: одно было обжаловано банком, а одно пока еще не вступило в законную силу», – заявил Черепанов.
Клиенты, которые обратились в суды, настаивают на том, что деньги с их счетов были списаны неправомерно, в то время как банк считает, что клиенты причинили ему ущерб. По словам Василия Черепанова, банк не должен перекладывать свои риски и убытки на клиентов.
«Истцы настаивают на том, чтобы вернуть те денежные средства, которые были у них на счетах. Банк в одностороннем порядке списал довольно значительные денежные суммы с их счетов без наличия правовых оснований. То есть банк считает, что клиенты причинили какой-то ущерб своими валютными операциями, мы же так не считаем. По сути своей банк ведет предпринимательскую деятельность, которая является рисковой и перекладывает свои убытки, вызванные тем, что сотрудники банка установили неверные обменные курсы валют, на клиентов. Не должны банки перекладывать свои риски и убытки на клиентов», – продолжает ведущий юрист Пермской Общественной организации по защите прав потребителей.
Кроме этого, по мнению Черепанова, банк в целом ошибочно себя ведет даже в суде. По его словам, нужно было сначала попытаться признать сделки незаконными, а потом уже пытаться взыскивать эти средства с клиентов.
«Здесь была больше не моя выигрышная позиция, а ошибки банка, которые он допускает в суде. Банк сделал все неправильно, юристы не очень качественно отработали. Клиенты совершили сделки, они являются законными, их никто не оспорил. Вместо этого банк списал деньги без уведомления. Банку нужно было обратиться в суд сначала, чтобы он признал эти сделки недействительными. А потом уже на основании решения суда, если такое было бы, можно было списывать средства. Я бы назвал это «по беспределу». Банк поставил себя в невыгодную позицию, когда ему приходится защищаться», – отмечает юрист.
Сами представители банка «Тинькофф» не явились на первое заседание в пермском суде. По мнению Василия Черепанова, юристы банка действуют крайне пассивно.
«Банк «Тинькофф» в этой ситуации ведет себя пассивно. Я специализируюсь на судах с банками и такое ощущение, что «Тинькофф» умеет только взыскать денежные средства со своих должников, а когда ситуация уже становится не такой прямолинейной, как они привыкли, то у них просто нет решения этого вопроса. Единственное, что я знаю, что по сумме, где больше миллиона долларов США, они вроде бы более менее вступают в процесс. В суде с моими клиентами они даже не приехали на первое заседание», – добавляет он.
Дело клиентов банка «Тинькофф» не может перейти в статус уголовного, потому что в нем нет признаков мошенничества. Как добавил юрист, банк просто предложил цену, а клиенты на нее согласились.
«В категорию уголовных дел это не может перейти. По сути банк просто предложил цену, а клиент на нее согласился и совершил сделку. Это как прийти и купить молоко в продуктовый магазин, только вместо молока – доллар. Никакой уголовной статьи и быть не может. Банк продолжит защищаться, а клиенты продолжат пытаться вернуть свои деньги», – завершил Черепанов.