«По этому пути пойдут многие»: пермские ТЦ могут серьезно изменить формат
Пермские торговые центры в ближайшее время могут кардинально изменить формат. По прогнозу PwC, к 2030 году структура арендаторов ТЦ принципиально изменится – традиционные «якоря» останутся, но в пределах 36%, продукты займут самое незначительное место (до 5%), развлечения станут полноценными «якорями» с 30%, дополненными 20% F&B, а сервисы займут 10% площади.
Согласно исследованию, в 2013 году традиционные «якоря» занимали 60% площадей центра, далее шли продукты питания (26%), 7% приходилось на развлечения и лишь 5% на F&B (Food and Beverage, еда и напитки). К 2019 году картина уже существенно изменилась.
Эксперт РБК Пермь, гендиректор УК «Труменс Групп» (управляет ТЦ «Галерея») Елена Денисова считает, что сейчас торговым центрам нужно менять подход к покупателям. В первую очередь, необходимо развивать сервисные точки – услуги пошива, химчистки и др. Причём сценарии развития могут быть совершенно разными. В торговых центрах могут открыться и образовательные центры как для детей, так и для взрослых, а также услуги фитнеса, различные курсы, детские школы, услуги для взрослых в сфере развлечения.
«Всё, что касается времяпровождения горожан. Торговые центры должны быть и будут дальше наращивать процент развлечений и услуг, другого стимула для развития в сегодняшней ситуации просто не существует. Новые операторы заходят в ограниченном количестве. Это связано с закупкой товаров, оборудования, увеличения стоимости ремонтных работ. Всё, что касается сферы услуг и развлечений, будет занимать большую часть в торговых центрах. Столичные ТЦ активно развивают тему с моллами, причём это не фудкорты, это и продажа продуктов питания, и концентрация кафе. Эта тема активно развивается, чтобы оживить торговые центры, которые бы не пришли в ТЦ только ради покупки. Я думаю, что по этому пути пойдут многие», – считает Елена Денисова.
По её словам, большим торговым центрам сейчас тяжелее, чем районным. Крупные торговые центры, у которых создана серьёзная концепция, будут уходить в зону услуг и развлечений. У районных ТЦ ситуация проще, так как есть возможность не привязываться к концепту торгового центра и привлекать к себе дискаунтеров, а дискаунтеры сейчас развиваются в связи с падением покупательской способности.
Уход магазинов и потеря трафика
На рынке коммерческой недвижимость наблюдается определенный кризис. Новые построенные торговые центры в Перми стоят полупустые. Трафик в них упал на 30%, а в некоторых и на 50%, заявляют эксперты отрасли. За счёт больших арендаторов – магазинов бытовой техники, парфюмерии и косметики, а также ювелирных отделов – удается хоть как-то сдерживать затраты и компенсировать общее снижение спроса.
За последние два года в Перми открылись два новых торговых центра – «iMALL Эспланада» и «Планета». Во втором почти удалось полностью заполнить вакантные торговые площади. Однако из-за геополитической ситуации большинство зарубежных брендов приостановили работу. При этом, несколько дней назад компани Inditex, в которую входит Zara, Bershka и другие объявила о полном закрытии некоторых магазинов. В ТРК «Семья» на днях закрылся крупный магазин обуви Rendez-Vous. С учетом закрытия компании Inditex – два этажа в первой очереди стоят полупустые. В ТРК не комментируют ситуацию.
Торговый центр «Колизей» ещё недавно был местом притяжения. Однако уже сейчас из него съехали даже российские бренды. Одно крыло второго этажа почти полупустое.
В ТРК «Столица» процент вакантных мест остается небольшим, но при этом покупательская способность снижается ежедневно. Как ранее сообщали в администрации торгового комплекса, снижение трафика фиксируется с апреля прошлого года. Причиной стали как ковидные ограничения, так и открытие «большого соседа» ТРЦ «Планета». В 2022 сохраняется тенденция – трафик ниже на 20-25% в сравнении с прошлым годом. В мае прогнозируется снижение трафика на 23%. В среднем торговый комплекс в будни посещает порядка 13 тыс. человек, в выходные – 16,5 тыс. человек.
Управляющим приходится делать приоритеты в сторону арендаторов, которые готовы платить больше, например, популярный в Перми отдел повседневной одежды MODIS среднего ценового сегмента закрылся в апреле, руководству пришлось сделать выбор в пользу пдатежеспособного арендатора. По словам замдиректора ТРК «Столица» Анастасии Долматовой, уход магазина стал большой потерей для торгового центра, так как у него была своя аудитория, которая делала значительный вклад в посещаемость ТРК.
«У MODIS был большой трафик, хороший ценовой сегмент. Сейчас управляющая компания передала площадь DNS, так как они готовы платить за аренду больше. MODIS никуда не переехал, он просто ушёл из региона, так как делать логистику под один магазин достаточно сложно», – сказала в разговоре с РБК Пермь Анастасия Долматова.
Торговые центры испытывают проблемы не первый год. Сейчас, ссылаясь на опыт прежних лет, игроки рынка рассчитывают, что заполняемость таких объектов увеличится позже. Но в текущей ситуации у девелоперов не так много возможностей для маневра: количество брендов сократилось, а российские компании в большинстве случаев ещё не готовые выходить на большие торговые площади.
В первые две недели мая в ТРЦ «Планета» трафик вырос на 23% по сравнению с апрелем. После возобновления работы брендов, ранее принадлежавших российскому подразделению компании LPP SA, трафик продолжил расти. На первой неделе после открытия магазинов, с 20 мая по 26 мая, по сравнению с неделей, предшествующей возобновлению работы, трафик ТРЦ «Планета» вырос на 8,7%. На второй неделе – ещё на 2,8% по сравнению с неделей сразу после открытия, сообщил исполнительный директор ТРЦ «Планета» Евгений Каштанов.