«Культура выходит в бизнес»: первое большое интервью с министром культуры
Алла Платонова избавилась от статуса «исполняющая обязанности». Теперь она стала полноценным министром культуры Пермского края. В должности и.о. министра она была с февраля этого года.
РБК Пермь первым пообщался с уже министром о монетизации культурных проектов, перспективах развития кино, трендах и коллабарации бизнеса и культуры.
РБК Пермь: Хочется начать наше интервью монетизации культурных проектов. Какие уже есть успешные кейсы в регионе, в первую очередь, которые окупаются?
Алла Платонова: «Про окупаемость культуры на самом деле очень сложный вопрос. Если мы будем говорить о театрах, то, пожалуй, единственная точка на всей планете, где театры окупаются – это Бродвей. Бродвейские шоу всё-таки зарабатывают больше, чем тратят. Ни один другой театр мира не является полностью самоокупаемым, зависит от спонсоров или от государства. Но самоокупаемыми могут быть проекты в области кино. Сегодня в Пермском крае это направление очень активно развивается. Например центр «Капризка» выпустил весной мультфильм «Капризка», который уже вышел на ivi. Сегодня работает уже с федеральными заказами, расширяется, расширяет штат, набирает новых людей, обучает их и т.д. Есть другие примеры из сферы кино, которые тоже вполне себе окупаются. Сегодня в нынешних условиях, когда нет доступного голливудского кино, с одной стороны открылся рынок для российского, с другой стороны не совсем понятно, как эта индустрия будет себя вести и чувствовать. Сегодня кинотеатры не очень хорошо себя чувствуют экономически. То есть требуются определённые корректировки, что-то с этим надо делать. В целом отрасль киноиндустрии в этом смысле гораздо увереннее себя чувствует, чем, например, театральная.
Есть примеры частных музеев, может быть, частично с привлечением фандрайзинговых средств партнёров, но тем не менее тоже есть примеры, когда эти проекты окупаются. В Перми есть частная филармония «Триумф», которая тоже сегодня достаточно мощно звучит. Недавно отметили шесть лет, мне кажется, это тоже пример того, что даже в такой сложной сфере, как концертная деятельность, можно чувствовать себя уверенно. Причём они сами привозят серьёзные проекты из области академической музыки. То есть выступают ещё и как продюсерский центр. Это тоже очень интересный пример, где небольшая продюсерская команда вполне уверенно себя чувствует на рынке».
Вы уже обозначили проблему, которая сейчас происходит в кинотеатрах. Местные кинотеатры обращались за помощью в министерство?
«Конкретно в министерство они не обращались. У нас просто на сегодня нет таких механизмов быстрого реагирования. Насколько я знаю, они обращались в правительство края, обсуждение этой темы ведётся. На федеральном уровне сети кинотеатров, которые обращались за поддержкой, получили отказ. Но есть какие-то другие формы поддержки индустрии. У нас с 2022 года действует автономная некоммерческая организация центра поддержки кинопроизводства. Конечно, в первую очередь они нацелены на производство кино, но наша вторая организация в области кино – это пермская синематека. Они как-раз занимаются развитием проката. Здесь сеть социальных кинозалов сегодня может быть даже более востребована стала, в этой ситуации. Там не просто показывают кино определённой тематики, безусловно там есть большая доля документального кино или кино снятого в Пермском крае. Но фишка этого проекта в том, что там запрограммированно проектом обсуждение кино. То есть кино становится поводом для общения. Социальный в смысле социализации, коммуникации. И здесь, конечно, огромные возможности у него открываются, когда кино выступает таким способом коммуникации с обществом».
Как грамотно выстроить финансовую модель проекта? Есть ли какие-то особенности в сфере культуры?
«В первую очередь должен быть очень жёсткий финансовый менеджмент: когда мы контролируем все расходы, когда мы предвидим какие-то риски и каким-то образом их снижаем. Безусловно, очень важным в культуре является фандрайзинг, но я бы ещё сделала акцент на том, что сегодня, с моей точки зрения, даже если не говорить об окупаемости проектов, но просто повышении экономической эффективности и театров, и музеев, даже библиотек – это маркетинг. В принципе, в экономике мы знаем много примеров, когда без маркетинга проекты не выстреливают, они умирают. Очень важный акцент в этой работе, именно в том, как упаковать ремесленные изделия. Может быть какие-то наклейки нужно, где-то может история мастера, который это сделал. Так, чтобы на рынке продукт получил дополнительную ценность, позволяющую выйти на окупаемость. Сделать так, чтобы на основе произведений каких-то ремесленных, уникальных. Их тиражировать очень сложно. Например, появились бы уже сувениры, отражающие эту идентичность и при этом носящие уже более массовый характер. Сегодня мы как-раз развиваем народные художественные промыслы, больше концентрируемся на маркетинговых аспектах: как упаковать, как продвигать, как тиражировать эти уникальные вещи. А искусство всё-таки занимается именно уникальными решениями».
Если говорить про ремесло, то зачастую это отдалённая территория нашего региона, где не знают, как правильно выстроить маркетинг и как правильно продвигать свой продукт. Как поступают в этой ситуации?
«Именно поэтому у нас с 2022 года центром компетенции методологической помощи в этом является ПДНТ «Губерния», который уже давно работает с очень удалёнными населёнными пунктами. Они являются операторами конкурса 59 фестивалей 59 региона, они нам в министерстве помогают сориентироваться в какой территории, что происходит. Именно они дотягиваются до самых отдалённых населённых пунктов, коммуницируют с мастерами, помогают выстроить цепочки логистики и соединяют весь этот комплекс вопросов с министерством туризма. Мастер попадает в некую сеть, где появляется ремесленная точка, куда могут приехать туристы, получить мастер класс, за более рыночные цены купить изделия этого мастера. И дальше выстраивается логистика, как эти уникальные изделия попадают в сеть распределения, сеть продаж, где уже за счёт добавленной стоимости возникает экономика».
Какие тренды культуры и бизнеса сейчас вы наблюдаете?
«На самом деле основной тренд, с моей точки зрения, – это именно коллаборации, потому что бизнес сегодня тоже очень заинтересован в культуре».
Как региональным представителям культуры делать коллабарации с другими регионами?
«Внутри региона. С другими регионами, безусловно, тоже надо, но самое простое – это когда культура выходит в бизнес, находит бизнес-партнёра, который решает благодаря культуре свои маркетинговые задачи. И таким образом выстраиваются уже очень интересные пары, тройки, цепочки взаимодействия. Например, фестиваль «Тайны горы крестовой» – это пример коллаборации. Это фракция министерства культуры, театра «Доминанта» и ещё практически всей Губахи. Этот продукт уже востребован туристами, мы уже видим огромный интерес. Недавно прошла пресс-конференция, мы видим, что огромное количество людей собирается приехать на эту гору, в Губаху, отдалённую территорию Пермского края».
Креативная экономика, в частности, стратегия развития креативных индустрий в Перми. Как будут реализовываться проекты?
«Я пока больше понимаю про два направления – это народно-художественные промыслы и кино. Есть гораздо больше направлений креативных индустрий. Со сферой IT есть уже примеры коллабораций айтишников и модельеров. Модельеры делают прототипы тех моделей, которые будут появляться в компьютерных играх. Мне лично очень интересна тема NFT, но я пока в ней не очень понимаю. Сегодня мы взаимодействуем и с агентством МСП, и с министерством по туризму, и с министерством информационного развития. То есть сфера развития креативных индустрий выстраивается на межведомственном взаимодействии. Мы все вместе ищем подходы к тому, какие сферы и как лучше развивать. Совсем мои, минкультовские, – это кино и народно-художественные промыслы. Здесь я уже глубоко понимаю, а в остальные мне пока предстоит погрузиться глубже».