«Есть свободные площадки»: эксперты о спросе на коммерческую недвижимость
Международная ситуация внесла изменения в активность на рынке встроенных коммерческих помещений в Пермском крае. Крупные арендаторы сокращают свои планы развития на текущий год, заключение части договоров аренды поставлено на паузу.
Процесс трансформации в наполнении коммерческих помещений запустила пандемия, говорят эксперты. Этот тренд продиктован развитием онлайн-торговли, в рамках которой формат «у дома» стал исключительно клиентской зоной, не требующей больших площадей. Активными арендаторами стрит-ритейла в последнее время стали пункты выдачи онлайн-заказов от популярных маркетплейсов, а также медицинские центры. С наступлением кризиса рынок встроенных коммерческих помещений на первых этажах повел себя «предсказуемо», говорит руководитель агентства «УпрофДом» Виталий Овчаренко, избавляясь от не самых привлекательных площадей.
«В целом, с учетом кризиса, эти площадки стали появляться на рынке. Плюс насыщенность новых площадок с учетом постройки новых ЖК, а также влияет удаленность старых площадок. Думаю, рынок в целом будет насыщаться и дальше, потому что многие продавцы ушли в онлайн: в маркетплейсы, например», – отмечает Виталий Овчаренко.
Еще одно изменение в сроках окупаемости объектов – с 7-8 до 5 лет: у инвесторов, которые заходят в проекты, сокращается потенциал маржинальности. Дело в том, что даже если на площадке есть якорные арендаторы, которые обеспечивали стабильную прибыль, у них сохраняется низкая процентная ставка. Получается, что большие площадки окупаются за счет мелких арендаторов. Которые, как правило, не задерживаются.
«Найти будущих или следующих арендаторов уже гораздо сложнее. Уже сейчас мы получаем предложения по освобождению помещения от торговых компаний, которые не могут обеспечить логистику товара», – добавляет руководитель управляющей компании Gold Realty Group Светлана Костромина.
Объем свободных вакантных площадей могут увеличиваться, резюмируют эксперты, так как цены на аренду будет еще корректироваться. На конец апреля наибольшее снижение стоимости наблюдается как раз в помещениях свободного назначения – на 14% по сравнению с декабрем. Те, кто продают, хотят скорее выйти из этого бизнеса, рассматривают другие направления деятельности, резюмируют участники рынка. Они сходятся во мнении, что не все понимают, что делать, отсюда много эмоциональных моментов. Поэтому сегодня на рынке купли-продажи встроенных помещений режим ожидания проявляется еще сильнее, чем в жилой недвижимости.