Не наказать: в Перми обсудили повышение штрафа за безбилетный проезд

В связи с переходом транспорта города Перми на бескондукторную систему, проверка оплаты проезда возложена на контрольно-ревизорскую службу: в случае нарушения для безбилетного пассажира предусмотрена административная ответственность. Существующая система не способствует минимизации нарушений в связи с незначительным размером штрафа (500 руб. при первом и 1 тыс. руб. при повторном нарушении), а также равной степенью ответственности для тех, кто умышленно нарушает правила оплаты проезда, и для тех, у кого есть проездной, но они его не приложили к валидатору. В связи с этим назрела потребность в разработке нового подхода к размеру и способам начисления штрафов.
Департамент транспорта разработал новый подход к системе штрафов за нарушение оплаты проезда. Для пассажиров, которые умышленно не оплатили проезд, и для владельцев проездных, не зарегистрировавших свою поездку, предлагается установление разной величины штрафа. Минимальный размер составит 2,5 тыс. руб., при повторном нарушении – 5 тыс. руб. Проезд по безлимитному проездному документу без регистрации поездки повлечет за собой вынесение предупреждения или штраф 500 руб. Таким образом, будет обеспечен разумный сдерживающий эффект от совершения правонарушений.
«Сумма штрафа превышает стоимость безлимитного проездного на месяц. Логика этого законопроекта заключается в том, чтобы человеку было выгоднее купить безлимитный проездной. Главная наша задача – не наказать, а предотвратить правонарушение», – пояснил Анатолий Путин.
В ходе круглого стола депутаты и общественники обсудили величину штрафов за безбилетный проезд в общественном транспорте в других городах России, работу контролёров в городском транспорте и их помощь при взаимодействии с пассажирами, а также условия назначения штрафов пассажиру, который не смог оплатить билет в силу технических причин.
Активист Ростислав Толмачев считает, что штраф должен быть работающим инструментом, а это возможно только в том случае, если сумма этого штрафа будет стимулировать пассажиров ездить легально и оплачивать проезд.
«Когда предлагают ровняться на штрафы в 200 или 100 руб. – это выглядит странным, потому что такие штрафы не работают. Ведь человеку выгоднее оплатить штраф, чем легально платить за услугу. Размер штрафа должен заставить человека вообще никогда не задумываться о совершении правонарушения», – пояснил Ростислав Толмачев.
По словам первого заместителя главы администрации Перми Эдуарда Хайруллина, мнения и предложения, прозвучавшие в ходе круглого стола, будут учтены при доработке проекта.