Важный элемент: в Прикамье существенно вырос объем выдачи микрозаймов
Россияне взяли микрозаймов на рекордные 150 млрд руб. в четвертом квартале прошлого года. Одна из причин – переток банковских клиентов в микрофинансовые организации. Игроки этого рынка с гордостью заявляют: они обгоняют традиционные институты кредитования благодаря цифровизации.
В Пермском крае отмечен рекордный объем выдачи микроазймов. За 9 месяцев 2021 года микрофинансовые институты в регионе выдали населению и бизнесу более 3 млрд руб. Это на 16% больше, чем год назад. Такая тенденция связана с ростом объемов займов, предоставленных кредитными потребительскими кооперативами и ломбардами – на 50% и 15% соответственно, отмечают в пермском отделении ЦБ. Жители и предприниматели края заняли у них денежные средства на общую сумму почти 2 млрд руб. При этом, объем заимствований в микрофинансовых организациях края, занимающих наравне с ломбардами существенную долю на рынке, уменьшился за год на 3% и составил порядка 1 млрд руб.
«Несмотря на небольшие объемы, рынок микрофинансирования является важным элементом финансовой системы. Микрофинансовые институты, как правило, представлены в тех территориях, где мало банков, и поэтому доступность кредитования для граждан и малого бизнеса ограничена. МФИ помогают удовлетворять потребность населения в небольших и срочных займах, а для предпринимателей зачастую являются источником пополнения оборотных средств для развития бизнеса», – отмечает управляющий Отделением Банка России по Пермскому краю Алексей Моночков.
На начало ноября прошлого года в Прикамье было зарегистрировано 104 МФИ, в том числе 25 МФО, полсотни ломбардов, 25 кредитных потребительских кооперативов и 5 сельских кредитных потребительских кооперативов. Годом ранее общее количество микрофинансовых институтов было в 1,5 раза больше. Снижение их числа связано с уходом с рынка ряда МФО и существенным сокращением сегмента ломбардного бизнеса, отмечают в Пермском отделении ЦБ. Однако несмотря на эту тенденцию эксперты отрасли – Саморегулируемой организации «Микрофинансирование и Развитие» считают, что уже совсем скоро МФО окончательно перевернут рынок. Ведь активный переток банковских клиентов в микрофинансовые институты уже начался.
«Данные даже 2020 года говорят о резком смене курса большинства компаний, которые могут инвестировать в технологии на развитие онлайн. И именно это развитие онлайн опять же если называть вещи своими именами если инвестировать грамотно и даже с небольшими ошибками даже через 6-9 месяцев можно получить первый результат. А так как МФО – это де-факто банк одного продукта, то в данном случае легче сделать цифровизацию и сделать тот рывок, который банком с их бюрократией, их ограничениями, их размером капитала очень сложно сделать, в том числе потому что никто не хочет рисковать капиталом банка», – подчеркивает председатель совета СРО «МиР» Эльман Мехтиев.
Несмотря на то, что у ряда экспертов есть опасения связанные с увеличением количества микрозаймов. Во-первых, объем выдачи микрозаймов увеличился из-за высокого спроса со стороны россиян, чьи доходы не успевают за инфляцией, а во-вторых, объем задолженности людей по займам вырос более чем на 12%. Председатель клуба финансистов Пермского края Марк Усманов считает, что микрозаймы не несут таких же рисков как банковская закредитованность. На это есть несколько причин. Первая – это срок: микрозаймы обычно ограничены 1 месяцем, а иногда и неделей. Кроме того, доля трудоспособного россиян которая пользуется этими продуктами составляет всего 6-7%.
«И второе - размер микрозайма ограничен 30 тыс. руб., а некоторые микрофинансовые организации устанавливают еще меньше верхний порог – 15-20 тыс. руб. Соответственно, я не думаю, что это такая критичная история. Тем более что по оценкам некоторых специалистов мы вернулись к допандемийному уровню», – пояснил председатель клуба финансистов Пермского края Марк Усманов.
По словам финансиста, портрет клиента МФО – это молодежь до 30 лет. Их доля составляет порядка 30%, все остальные это жители от 30 до 39 лет на них приходится чуть ли ни оставшиеся 70%. Это происходит на фоне снижения доступности банковских кредитов и зачастую пониженным персональным кредитным рейтингом этой категории населения. Кроме того, микрофинансовые институты зачастую активно пользуются маркетинговыми ходами.