Пермские эксперты дали прогноз по стоимости продуктов в начале 2022 года
Согласно данным экспертов, в России к Новому году цены на мясо, рыбу, молочную продукцию, яйца, овощи и фрукты, сладости и алкоголь выросли на 3 – 7%. Однако уже сейчас федеральный маркетологи заявляют, что ажиотаж спал. По ряду категорий товаров наблюдается падение цен.
По оценкам пермских маркетологов в регионе после новогодних праздников в первую очередь могут подешеветь скоропортящиеся товары. Например, если в период ажиотажа бананы стоили 86 руб. за килограмм, то сейчас их можно купить за 65 руб. Также роль играет фактор затаривания. Ярким примером является икра кеты – в период пика цена на неё составляла 7,5 тыс. руб. за килограмм. Сейчас, когда спрос спал, аналитики говорят о снижении цены на тысячу рублей.
Кроме того, положительное влияние на стоимость рыбы и икры может оказать появление российского рыбного хаба. Это некая экосистема, которая подразумевает общую заморозку и логистику со всех регионов страны. Еще один фактор – это субсидии для 100 крупнейших компаний-агрохолдингов. Благодаря высоким мощностям и запасу зерновых, производители еще некоторое время могут сдерживать цены на мясо птицы. Последний критерий – это традиционное сезонное снижение.
«Если оно и происходит, то чаще всего это связано с какими-то цикличными изменениями на определенные категории товаров, то есть, например, у нас изменения идут традиционно на овощи и фрукты. Есть определённые категории товаров – огурцы, помидоры, которые к декабрю имеют самый высокий пик по цене. Соответственно, дальше будет уже возможность небольшого спада», – говорит заведующая кафедрой маркетинга ПГНИУ Екатерина Антинескул.
Эксперты говорят, что также роль играет контроль со стороны УФАС и самих сетей за локомотивными продуктами: молоком и хлебом. А вот делать реальные скидки и акции при текущей инфляции и конъюнктуре рынка ритейлеры вряд ли будут. Скорее здесь работает тенденция: низкие цены в ущерб составу. Уже сейчас отчеты Росконтроля о качестве шоколадной продукции неутешительные. Кроме того, мнимое понижение цен может происходить из-за уловок производителей. Например, когда под видом 1 литра молока продают 870 миллилитров. Региональные и федеральные маркетологи склоняются к тому, что чудес ждать не стоит.
Уже к февралю, по данным минсельхоза, в рознице может почти на 4% подорожать пшеничная мука, на 2% – хлеб и подсолнечное масло.
«Есть такие крупные компании-монстры как «Озон» и «Самокат», однако они работают в убыток не первый год. И от одной компании, например, хочет избавиться ее владелец, вывести ее за рамки своего бизнеса. А вторая компания, «Озон», выходит в «пищёвку», чтобы еще заработать. Получается, они либо могут бросить тему или в какой-то момент просто поднимут цены, когда все пригреются», – рассказывает маркетолог Андрей Брюхов.
Причины также кроются в зависимости производителей на 85-90% от импорта комбикормов, аминокислот, витаминов и антибиотиков. Кроме того, по словам экспертов, цены на ГСМ и логистику пока также не планируют снижаться. Регулярно дорожает и упаковка. Также по итогам года число предприятий в России сократилась, соответственно, оставшиеся игроки закономерно будут повышать ценник. Казалось бы, что надежда остается на частников. Однако из-за роста престижа фермерской продукции снижать стоимость и в этом сегменте предприниматели не готовы.