Вызвано не локдауном: цветочный бизнес Прикамья просит разрешить работу
Представители цветочного бизнеса Пермского края написали обращение к губернатору Дмитрию Махонину, гордуме, а также региональным представительствам партий. Они просят разрешить им работу в период нерабочих дней поскольку цветы – это скоропортящийся товар и даже недельный перерыв в торговле приносит большие убытки.
С начала локадауна трафик салона Fun Floristic кардинального изменился, рассказывает его владельца Ирина Харитонова. Если раньше 60% товара пермяки приобретали в самом магазине и лишь 40% приходилось на онлайн продажи, то сейчас 90% выручки приносят именно социальные сети. В целом покупать, по словам предпринимательницы, стали в два раза меньше. В день обычно с витрин уходило по 10-15 букетов, сейчас в лучшем случае 5-6. Средний чек в сравнении с обычным режимом работы при этом тоже снизился примерно на тысячу. Обычно он был в районе 2500 тыс. руб. Причин такой тенденции несколько: начиная от снижения покупательской способности и заканчивая невозможностью в полной мере торговать сопутствующими товарами: открытками, мягкими игрушками, топперами.
«Мы цветок заказываем за неделю, некоторые позиции мы заказываем за две недели. Вчера был закуп цветка, я сократила объем, сократила ассортимент. Сейчас заказываем позиции, которые только точно продадим. Наиболее стойки сорта цветов. У нас страдают в этой ситуации не только маленькие магазины, сети, но и базы оптовые. И плантации в Эквадоре, Кении, в Голландии. И вспомним ситуацию с Эквадором. Им итак пришлось не сладко в этом году из-за климатических условий. Нам поставлялась эквадорская роза в очень ограниченном количестве», – говорит руководитель цветочного салона Fun Floristic Ирина Харитонова.
Штат салона состоит из двух флористов и помощника. Сейчас на смене трудится только один сотрудник. Оптимизация – мера вынужденная, говорит предпринимательница. И опасается, что в скором времени могут возникнуть трудности с выплатой зарплат. Этот салон работает в краевой столице меньше года. Открылся в феврале 2020 перед весенним локдауном. Однако тогда получил поддержку от властей, как и многие отрасли, выплаты МРОТ на работников и отсрочки по арендной плате.
В качестве основного аргумента за отмену ограничений на офлайн торговлю пермский цветочный бизнес приводит цифры по заполняемости залов. Обычно они не превышают 1-2 покупателей за раз, что позволяет соблюсти меры безопасности. Игроки рынка обращают внимание на то, что цветочная продукция является единственным скоропортящимся продуктом, входящим в сегмент непродовольственных товаров, торговля которыми запрещена. В случае отказа властей разрешить им работу бизнес требует произвести перерасчет налогов, возместить убытки по арендной плате и списанию скоропортящегося товара , а также поддержать выплаты официально трудоустроенным сотрудникам. При это юристы отмечают: шансы отстоять такую позицию у бизнеса крайне малы.
«У нас в прошлый локдаун была ситуация когда я в том числе боролась, на поддержке была грумеров. То есть мы боролись чтобы грумингу было разрешено было работать. Потому что это как раз-таки весна, таяние снега. То есть мы с целью того что гигиена не только людей, но и животных должна быть. Но борьба далась очень тяжело. Хоть нас и поддерживало очень много регионов, где на тот момент уже этого добились. Что касается цветочных магазинов, сами понимаете, нужно подтвердить необходимость этой работы», – говорит юрист Валентина Щавровская.
По ее словам, здесь есть ряд существенных аргументов не в пользу цветочников. Во-первых, сейчас существует множество химических средств для увеличения срока жизни цветов. Во-вторых, данная отрасль уже давно перестроилась и получает основной доход от продаж в Интернете. Как это ни парадоксально, часть представителей отрасли с этим согласна и даже в локдаун чувствует себя стабильно.
«Много тех, кто работает и через интернет и с входящим клиентопотоком. Понятно, что у нас «входяшка» полностью отсеклась, так как люди думают, что все закрыты, либо они просто боятся ходить потому что нет QR-кодов. Но мы стараемся, мы развиваемся. Сейчас же очень много инструментов продаж через интернет,возможно кого-то это подтолкнет на создание страницы в инстаграм,если ее нет, кто-то сделает интернет магазин, выставится на маркетплейсах», – рассказала собственница студии флористики и аэродизайна «ЛЕТО» Юлия Мезенцева.
Собственница студии при этом подчеркивает, что снижение интереса к покупке цветов все же есть. И это вызвано в первую очередь не локдауном, а их удорожанием. Только за последний год букеты в России в среднем выросли в цене на 30–100% в зависимости от вида.