Заморозка цен не поможет: стоимость овощей продолжит расти
В магазинах и на рынках страны резко подорожали морковь, картофель, свекла и другие овощи из супового набора. По данным Росстата, стоимость некоторых продуктов взлетела более чем в два раза. Люди же заявляют о росте цен на 300%. Торговые сети жалуются на плохой урожай, фермеры – на отсутствие рабочей силы, государство – на пандемию, а обычные граждане – на всех сразу.
По словам заведующей кафедрой маркетинга в ПГНИУ Екатерины Антинескул, на рост цен повлиял сразу комплекс причин. В первую очередь, это связано с общей экономической конъюнктурой. Цены на данные категории овощей в период до урожая растут.
«Конечно, этот период у нас немного отличается. Это связано с тем, что в предыдущий год продукция, поставляемая в хранилища, была ограничена. Запас не был сделан в достаточном количестве до следующего урожая, то есть рассчитывали, что продукции хватит на год с учетом ожиданий по продажам, но данные не оправдались. Из-за этого сейчас на овощехранилищах и условия не совсем благоприятные для сохранности продукции, и потребность в овощах достаточно высока. Это повлияло на ценообразование», – считает Екатерина Антинескул.
Следующие факторы связаны с прогнозами на будущий урожай, который тоже заставляет задуматься о том, чтобы экономнее расходовать текущие запасы. В этом году не очень хорошие климатические условия, особенно на юге России. Многие производители заявляют о том, что им приходится увеличивать стоимость продукции. Причина – рост цен на удобрения и прочие ресурсы, которые необходимы производителям. По словам Екатерины Антинескул, пока прогнозы по поводу урожая не очень позитивные, поэтому цены продолжат расти.
«Кроме того, необходимо отметить, что большинство ритейлеров Пермского края зависят от поставок овощей с крупных овощехранилищ. Они не имеют возможности хранить овощи с запасом на целый год. У большинства ритейлеров этот запас составляет несколько недель для поставок по своей сети. Это сильно сказывается на том, что ритейлеры сильно увеличивают стоимость овощей на прилавках», – добавляет Екатерина Антинескул.
По данным ритейлеров, цена на овощи в среднем выросла минимум в 2 – 2,5 раза в некоторых сетях. Есть сети, у которых есть собственное производство овощей. Они имеют возможность удерживать цены.
По словам заведующей кафедрой маркетинга в ПГНИУ, государство вряд ли сможет повлиять на ситуацию, разве что, может помочь фермерам. По данным экспертов, большая часть фермеров сталкиваются не только с финансовыми трудностями, но и с нехваткой квалифицированных кадров. Поэтому в ближайшее время это все равно скажется на рынке. Заморозка цен не поможет.