Грызуны и нехватка тепла: Прикамье в антирейтинге «коммунальной разрухи»
Аналитическая служба международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza составила рейтинг регионов, жители которых больше всех недовольны своими жилищными условиями. Пермский край набрал 9,84 баллов «проблемности» и занял 45 место в рейтинге «коммунальной разрухи». Жители региона чаще всего жалуются на недостаток тепла, наличие насекомых и грызунов, а также на сырость (промерзание) стен и потолков. Меньше всего – на шум от соседей, качество воды и недостаток солнечного света.
Рейтинг рассчитывался на основе опросных данных, опубликованных Росстатом в рамках комплексного наблюдения условия жизни населения в 2020 году. Данное наблюдение проводится раз в два года, выборка охватывает 60 тыс. домохозяйств по всем регионам России.
Рейтинг «коммунальной разрухи» – это агрегированный показатель по десяти параметрам, которые соотносятся с различными «зонами неблагополучия» в жилищно-коммунальном хозяйстве. Каждый из параметров в рейтинге содержит информацию о проблеме, на которую указали респонденты в ходе опроса.
По каждому из параметров аналитики FinExpertiza составили отдельный рейтинг, в котором среднероссийский показатель приравнивался к 100%, или к 10 баллам (каждая проблема – 1 балл). По регионам баллы распределялись в зависимости от отклонения значений от среднероссийского показателя: проблемные регионы получали больше баллов, благополучные – меньше. Сумма баллов, полученных регионом по всем десяти параметрам, служила для определения его места в интегральном рейтинге. Такой подход позволил не только учесть «интенсивность» общего недовольства жителей, но и выявить, в каких регионах наиболее и наименее остро проявляются типичные коммунальные проблемы.
В пятерку антилидеров по плохому состоянию жилья и коммунальной инфраструктуры попали Карелия, Северная Осетия и Хабаровский край. Наиболее благополучная ситуация была отмечена в Чечне, Кабардино-Балкарии и Севастополе.
«Рейтинг коммунальной разрухи показывает неприглядные стороны российского ЖКХ. Однако если смотреть на общую ситуацию, то изменения, которые наблюдались в этой сфере за последние два года, можно охарактеризовать как умеренно-положительные. Например, в 2018 году качеством воды были недовольны 15,4% домохозяйств, а в 2020 – уже 13,4%. Улучшения, хоть и небольшие, отмечались и в вопросах освещения во дворах и подъездах, а также в том, что касается шума и загрязнений воздуха, проникающих с улицы. Несколько ухудшилась ситуация электричеством в домах – люди стали чаще жаловаться на перебои в электросети. Но и здесь количество недовольных выросло незначительно – менее чем на один процентный пункт», – отмечает президент FinExpertiza Елена Трубникова.