Задача – позвать Илона Маска: в Перми пройдет международная конференция
Пермь – это один из немногих городов, в котором проводится независимая международная конференция TEDx. Главный организатор конференции Иван Муравьев рассказал РБК Пермь, как получить лицензию на ее проведение и организовать самую прибыльную конференцию в учреждении за 10 – 15 тыс. руб.
РБК Пермь: Как получить лицензию на проведение фестиваля TEDx?
Иван Муравьев: Я являюсь держателем лицензии, и с 2018 получаю ее каждый год. Каждая лицензия дается на проведение одной конференции. Смысл в том, что ты должен заинтересовать организаторов из Америки, в частности – из Нью-Йорка и Бостона. Организаторы должны понять, почему именно Пермь, наш «Центр науки» и библиотека им. Горького достойны проводить это мероприятие. Моя задача – убедить их и получить эту лицензию.
Это продолжительный диалог на английском языке, естественно. Это и звонки по скайпу, и видео-звонки, и общение через e-mail. Нужно постоянно быть на связи. Продолжительность никогда нельзя предсказать. Хотя в 2020 году лицензию я получил очень быстро. Всего за месяц удалось получить три лицензии на TEDa. Одно мероприятие уже провели 30 сентября 2020 года. Осталось провести еще два TEDа. Что касается подходов для получения – это каждый раз по-новому. Приходится придумывать. Доказывать, что проведение TEDx важно для нашего города.
Что вы будете делать, когда лицензия закончится?
Она закончится уже скоро. У нас как раз будет две конференции – 31 марта и 28 апреля. Будем получать новую, но не сразу, конечно. Думаю, даже не в этом году, потому что и так уже перевыполним план. Даже один TED в году – это очень почетно, а тут – целых два.
Насколько актуально проведение TEDx в Перми и влияет ли она на судьбы рассказчиков?
Считаю, что очень актуальна, потому что TED – это уважаемая конференция. Выступает много людей. На прошлом TEDe выступал Всеволод Бедерсон – человек, который много сделал для нашего города в плане общественного движения. Также выступал Данил Гурьянов. Когда мы предложили им участвовать, они ответили не раздумывая.
Например, выступала руководитель фонда поддержки малоимущим Анна Фадеева. После лекции фондом заинтересовались уже на краевом уровне, стали чаще писать про нее в СМИ и выделять дотации и финансовые поддержки на развитие.
Девиз международного TEDа – «Идеи достойны распространения» и даже самое главное, что спрашивают организаторы в общении при получении лицензии – «А вот какие у вас идеи в этом году, а что будут за идеи у спикеров?». TED все-таки, очень социальное мероприятие и это независимая международная конференция. Люди любой расы, любого вероисповедания, любых идей – они могут выступить на TEDе.
Вам важен факт наличия участников, приезжающих из края или других городов РФ?
Очень важно. В этом году мне до сих пор пишут люди из Казани, Москвы, Новосибирска, Санкт-Петербурга. Они хотят быть спикерами TED в Перми. Например, человек присылает мне целый блок тем, которые хочет рассказать, свое резюме. Он готов сам прилететь к нам в Пермь из Казани.
Конечно, эти люди очень влияют на развитие краевых компаний. Потому что, во-первых, это же все заливается на канал TEDа, они распространяют это все у себя – в социальных сетях и блогах. Благодаря этому конференцию хотят посетить больше людей из других городов. В этом и есть основная фишка TEDа. Я занимаюсь этим потому что вижу отклик. С каждым годом все больше и больше людей интересуются TEDx в Перми. Мне пишут в «Вконтакте» взрослые люди, они интересуются, как можно стать спикерами, хотя они вообще из других городов. Раньше я писал, искал тех, кто будет выступать, а теперь уже никому не пишу. Это очень впечатляет.
Есть ли критерии по отбору спикеров?
Человек должен представить свою идею, он должен рассказать сначала о себе. Мой личный критерий – человек должен продвигать какую-то свою идею. Желательно, чтобы человек занимался какой-то социальной, научной или политической деятельностью.
Мы опираемся на аудиторию людей. У некоторых из них есть свои блоги, семинары, бизнес – это очень важно для того, чтобы лучше понимать, что представляет из себя будущий спикер. Все это проходит фильтрацию.
Если это человек из другого города, то это большой плюс, ведь он поделится со своими подписчиками и последователями о нашей конференции в Перми.
Если все эти критерии совпадают с предложением человека, в каких случаях это вам подходит?
В случаях, когда это какая-то резонансная тема, которая затрагивает общество, наш город, либо это какая-то глобальная идея, которая затрагивает весь мир. Не знаю, кем это надо быть, наверное, Илоном Маском. Кстати, у нас есть одна из задач – позвать Илона Маска на TED в Пермь. Люди из Москвы уже приезжают, а что мешает ему из Штатов прилететь к нам?
Сколько стоят спикеры из регионов РФ и из-за рубежа? Есть ли какие-то условия по установлению прайс-листа в решении данной задачи?
Нисколько. Никто никому ничего не платит. Организация TED не рассматривает оплату перевоза и транспортировки жителей из других регионов. Мы просто предоставляем им площадку для выступления.
У нас есть плата за вход на конференцию. У нас есть «Центр платных услуг», куда мы отдаем все вырученные деньги после конференции. Есть специальный прайс-лист, который прописан и согласован совместно с нами и руководством библиотеки, а так же, вместе с министерством образования и министерством культуры. Вообще, цена за вход зависит от научных конференций в других городах. Вырученные средства идут в бюджет всей Горьковской библиотеки, который затем распределяется, в том числе, и на «Центр науки». Решение о том, платная это будет конференция – будут ли зрители платить за вход или нет, обговаривается при получении лицензии. Спикеры, выступающие на TEDx в Перми, никогда не платят за участие в конференции. Лицензия не предусматривает платного участия, все происходит на основе выбора. Принять участие может любой человек, не оплачивая при этом никакой взнос. Мы – не коммерческая организация, мы не частный бизнес. Все-таки, мы больше про образование и про доступность.
А есть ли формат «идеального спича» для участников и как к нему прийти?
Да, есть. Обязательные критерии, которые обговорены лицензией – выступление должно длиться не более 15-ти минут, никакой рекламы, никакого политического ангажирования, какая-то уникальная идея, примеры из реальной жизни, обязательно юмор. Очень приветствуется презентация, каждый свой тезис лучше подкреплять слайдом. Также повествование должно быть единым, со вступлением, развитием, примерами, заключением и выводами.
Откровенно плохие спикеры – это неизбежно и как вы отказываете тем, кто вам не подходит?
Да, это неизбежно. Даже если человек проходит кастинг, он может плохо выступить на самой конференции. У нас были случаи, когда люди предлагали хорошие тезисы, идеи, неплохо показывали себя на репетиции, но на выступлении – это был полный провал, поскольку, человек очень волновался, постоянно путался, сбивался. Но мы давали шанс.
На самом деле, плохие спикеры – это нечастое явление. Есть ребята слабее, но в целом, провальных выступлений – единицы.
Если «спич» спикера нам совсем не подходит, то мы вежливо отказываем.
Какие темы самые актуальные для современного слушателя?
Это экология, социальная и общественная деятельность, которая в себя включает: помощь малоимущим, инвалидам, людям преклонного возраста. Это что-то резонирующее с молодежью. Это спорт и наука естественно. Из тем по саморазвитию – это темы преодоления себя, настоящие истории с примерами из жизни спикера.
На самом деле, у каждого нашего TEDxа есть свои обширные темы. В 2018 году была тема «В поисках открытий», в 2020 году – «Расширяя горизонты». Темы идут от спикеров, от их предложенных «спичей».
Откуда вы, как организаторы, берете средства для размещения рекламы?
У нас есть растяжки, баннеры, объемные буквы, интернет-реклама, реклама в СМИ. Деньги на рекламу у нас заложены в бюджете. Каждый год библиотеке и «Центру науки» выделяются средства на всю нашу деятельность.
Поскольку, мы воспринимаем TED как первое по значимости мероприятие, то мы многое вкладываем в него. Сюда входит реклама, канцелярия, фирменный мерч – блокноты, ручки, бейджики, футболки и рюкзаки.
Сколько стоит одна конференция TED?
Бюджетные средства уходят в основном, на рекламу, канцелярию, рекламную продукцию. На одну конференцию уходит тысяч десять-пятнадцать, может, двадцать, ну примерно. На входе мы зарабатываем примерно тысяч тридцать.
Нам не предоставляют средства только на проведение конференции, обычно – это годовая сумма в достаточно хорошем размере, поэтому, у нас есть возможность, чтобы вложиться в проведение TEDа.
Мы организовываем все своими силами – сами работаем операторами и ведущими конференции, поэтому финансы идут только на размещение рекламы и создание мерча. Для нас важно быть независимыми, поскольку TED – это независимая международная конференция. Нам не нужны дополнительные условия и договоренности. В этом и есть наше преимущество. Конечно, я не думаю, что министерство образования и науки зарабатывает на нашем проведении конференции много. Бюджеты министерства несопоставимы с тем, что мы получаем на выходе за TED, но хочу сказать, что TED – самая прибыльная конференция Горьковской библиотеки и самая престижная.
Если говорить о доходах, то основная прибыль идет от зрителей. У нас есть прейскурант. Возможно, в скором времени, поменяется ценовая политика входа, поскольку спикеры у нас медийные люди и приезжают из других городов и само мероприятие, я считаю, проходит на высоком уровне.
Кому обязательно стоит посетить данную конференцию?
На мой взгляд – многим. Думаю, что если брать весь мир, то TED точно стоит посетить консерваторам, не очень развитым, а также очень закомплексованным людям. Всем молодым, которые до сих пор стереотипно думают, что красить волосы в разные цвета или носить широкие штаны – это ненормально. Хочется, чтобы люди поняли, что нужно как-то шире смотреть на мир. Один из девизов TEDx – «Расширяя границы». Думаю, обществу полезно осознать это, благодаря данной конференции.
Конечно, если смотреть на социальные слои, то хотелось бы привлечь внимание пожилых людей, которые все еще мыслят по-старому, каких-то молодых, которые не особо разбираются в трендах. Важно доносить что-то новое для разных слоев населения.