Миллионные убытки: как пережил «ковидный» год пермский кинотеатр
Кинотеатр «Премьер» по итогам года потеряет миллионы рублей. По мнению заведующей отделением кино и видеопроката кинотеатра «Премьер» Екатерины Земленухиной, киноиндустрия и индустрия развлечений в целом попала в ТОП-5 пострадавших от пандемии отраслей. Этот год безусловно можно называть «годом выживания», потому что показ фильмов без зрителей невозможен.
«Мы закрылись в Перми первыми. Потому что мы – единственный кинотеатр, у которого учредитель Министерство культуры Пермского края. Поэтому мы закрылись уже 18 марта. Остальные кинотеатры закрылись через неделю – полторы. Конечно, нам было тяжело в первое время, потому что мы никогда не сталкивались с такой ситуацией. За все время существования кинотеатра «Премьер» мы не сталкивались с тем, что необходимо экстренно отменять договоренности с дистрибьюторами о показе, сообщать зрителям, что договоренностей уже нет. Мы оказались в такой ситуации, когда в первые несколько дней просто не понимали, что делать», – поделилась с РБК Пермь Екатерина Земленухина.
Это не грозило кинотеатру штрафами или неустойками, потому что подобные ситуации прописаны в пункте договора о форс-мажоре.
«Дистрибьюторы пошли на встречу. Первое время они относились к этому с небольшим непониманием и настороженностью, потому что закрытие именно государственных учреждений. Это был первый шаг к полному локдауну. Сперва все дистрибьюторы просили отправить приказ, на основании которого мы закрываемся. Когда закрылись все остальные кинотеатры, вопросов уже таких не возникало. Когда мы закрывались во второй раз все уже с большим пониманием отнеслись и быстрее отреагировали на события. Если говорить о втором закрытии, то у нас уже были фильмы, за которые мы заплатили предоплату и, допустим, отработали этим фильмом четыре дня. Конечно, за четыре дня мы не успели «отбить» эту предоплату, а после открытия не успели показать фильм в должном объеме. Это произошло потому что у нас уже существовали согласованные сроки проката других фильмов. Да, у нас были финансовые потери именно в работе с дистрибьюторами», – рассказала Екатерина Замленухина.
В октябре кинотеатр потерял порядка 70% от выручки и от зрителей по сравнению с октябрем прошлого года, хотя не работал только пять дней. В ноябре кинотеатр закрылся практически на неделю. Финансовые убытки еще полностью не посчитаны, но по предположениям Екатерины Земленухиной, падение доходов составило порядка 80%. За год потери составят миллионы рублей. Однако кинотеатр не потерял свой штат, все получали минимальную зарплату.
«Надо сказать, что январь, февраль и март у нас по показателям были очень хорошими. Но сейчас люди с опаской идут в кино. При этом мы соблюдаем все требования Роспотребнадзора и стараемся завлечь зрителя сильными сторонами. Также мы стараемся работать над прокатом. В 2021 году мы надеемся на январь. Без него будет очень сложно. Потом будет февраль и март – будут показы фильмов, которые номинировали на премию Оскар. Насчет лета и весны – тут стандартная ситуация. Всегда падает посещаемость – это тенденция всего российского проката. Но дойти до показателя 2019 года мы вряд ли сможем. Я могу основывать свой вывод только на том, что я читала – это анализ киноотрасли. Все исследования говорят, что цифры 2019 года вернутся примерное к 2024 году. То есть в 2021 году нет смысла ждать высоких показателей», – рассказала заведующая отделением кино и видеопроката кинотеатра «Премьер».
Также Екатерина Земленухина высказала опасение, что некоторые зрители после пандемии могут не вернуться. Это связано с широким распространением онлайн-кинотеатров. По ее словам, такие платформы вовремя сделали выгодное предложение людям, которые скучали по кино, и спустя время «подсадили» на такой способ просмотра фильмов. Кроме того, изменилась работа и с дистрибьюторами. Раньше у многих крупных студий было «окно» примерно в три недели после выхода фильма в прокат до выхода фильма на онлайн-платформах. Сейчас у многих дистрибьюторов этого окна нет – с этим бороться очень сложно.
Возвращать гостей в «Премьере» планируют человеческим отношением, которого так не хватает в онлайн-жизни.