В Перми отмечен рост числа обучающихся в формате семейного образования
В департаменте образования администрации Перми сообщили, что в 2019 – 2020 учебном году обучение в форме семейного образования было организовано для 504 детей, что составляет 0,4 % от общего количества обучающихся. Данных за этот год еще нет, но в мэрии утверждают, что за последние четыре года наблюдается рост числа обучающихся, для которых родители (законные представители) выбрали форму семейного образования. При этом, рост отмечен на всех уровнях образования.
По мнению эксперта РБК Пермь Лейлы Сазонтовой, люди стали больше переходить на семейное образование по причине того, что это удобно, дает большую свободу, позволяет сконцентрироваться на тех делах, которые действительно нравятся ребенку и способствует получению более качественного образования.
«Семейное образование по карману любой семье. На первый взгляд кажется, что это не так, что у родителей хоумскулеров существует много дополнительных трат. Но если посмотреть на этот вопрос изнутри, то вы увидите, что в семейном образовании немало возможностей для экономии семейного бюджета. Так, нет необходимости покупать школьную форму, тетради на печатной основе, дополнительные учебные пособия. Нет необходимости сдавать деньги на школьные нужды (да, я знаю, что официально родители этого и не делают, но спросите у любой мамы школьника, и она расскажет, что в последний год сдавала деньги на охрану, покупку штор, доски, замену линолеума или другую статью расходов). Да, родители хоумскулеров покупают учебники, книги, доступ к ресурсам, но делают это более точечно, основываясь на своих потребностях, а не на указаниях школы», – сообщила писатель и специалист по семейному образованию Лейла Сазонтова.
Кроме того, существует мнение, что семейное образование – это всегда история про огромное количество репетиторов, которое доступно не каждой семье. На деле это мнение не подкреплено фактами. Есть хоумскулеры, которые занимаются с репетиторами, а есть те, у кого их нет.
«Например, у моего сына первый репетитор появился только в 8 классе (по сей день он занимается только с репетитором по алгебре). К тому же, последняя статистика говорит о том, что у каждого второго школьника в России был или есть репетитор. То есть форма обучения никак не связана с наличием помощников в учебе и как следствие – дополнительных родительских трат. Я всегда говорю, что родителю важно не становиться учителем. Лучшее, что он может сделать, – научить ребенка учиться. Для этого есть много способов (научить находить информацию, использовать интернет не только для игр, развивать критическое мышление, разобраться с ведущим каналом получения информации – аудиал ребенок, визуал или кинестетик, определиться, когда ему удобнее учиться – утром или вечером и т.д.). Если ребенок что-то не понимает, не может разобрать сам, то здесь два варианта. Первый: вы можете предложить разобраться в теме вместе. Второй: вы можете нанять репетитора, который поможет в прохождении программы. Но и в том, и в другом варианте вы остаетесь его напарником, другом и родителем, но не учителем, который оценивает», – прокомментировала эксперт.
По словам Лейлы Сазонтовой, в Пермском крае родители, обучающие детей самостоятельно, получают компенсацию. Правда, это происходит только в том случае, если семья прикрепляет ребенка для аттестации в учебное заведение в крае. Если же ребенок аттестуется дистанционно в школе другого региона, то компенсация не положена. Сумма разнится в зависимости от того, в какой школе ребенок аттестуется: в обычных школах сумма порядка 20 тыс. руб. в год, в статусных и районных может достигать 35 – 40 тыс. рублей.