Пермское УФАС: ОАО «РЖД» злоупотребило доминирующим положением
Пермское УФАС возбудило антимонопольное дело в отношении подразделения ОАО «РЖД». По поступившим в антимонопольную службу материалам проведена проверка структурного подразделения ОАО «РЖД» – Пермского агентства фирменного транспортного обслуживания. Данное подразделение осуществляет коммерческую работу в сфере грузовых перевозок с использованием инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Пермским УФАС России установлено, что в 2014 году филиал ОАО «РЖД» заключил с ООО «ТД «Контур» договор на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования. Предметом договора являлось осуществление локомотивами ОАО «РЖД» подачи, расстановки на места погрузки, выгрузки и уборки грузовых вагонов с железнодорожного пути необщего пользования № 7 станции «Соликамск» Свердловской железной дороги. Об этом сообщает пресс-служба Пермского УФАС.
Впоследствии выяснилось, что по исходным документам указанный ж/д путь в действительности имеет статус пути общего пользования. Это означает, что путь предназначен для обслуживания неопределенного круга пользователей услуг железнодорожного транспорта, а не для оказания услуг какому-то конкретному пользователю.
Законодательство в сфере железнодорожного транспорта не предусматривает возможности перевода железнодорожных путей общего пользования в категорию железнодорожных путей необщего пользования. Однако разработанный специалистами ОАО «РЖД» в 2014 году технический паспорт на путь № 7 ст. «Соликамск» формально изменил его назначение с общего пользования на необщее, что явилось грубым нарушением действующих правил.
«Последствиями принятого ОАО «РЖД» решения стала полученная ООО «ТД «Контур» экономия на оплате услуг железнодорожников, поскольку тарифы за подачу и уборку вагонов по путям необщего пользования значительно ниже тарифов за выполнение грузовых операций на путях общего пользования. Это обстоятельство привело к установлению для ООО «ТД «Контур» привилегированных условий пользования железнодорожной инфраструктурой по сравнению с иными пользователями услуг железнодорожного транспорта. В частности, иные грузовые компании, имеющие потребность в использовании ж/д пути в своей деятельности, оказались лишены возможности заключить прямой договор с ОАО «РЖД» на пользование данным путем как общего пользования. В результате незаконного изменения статуса пути и наличия уже заключенного с ООО «ТД «Контур» договора его конкуренты были вынуждены вносить платежи не только в пользу ОАО «РЖД», но и в пользу самого ООО «ТД «Контур» как основного пользователя ж/д пути по трехстороннему договору», – пояснил руководитель Пермского УФАС России Александр Плаксин.
В действиях ОАО «РЖД» в лице Пермского агентства фирменного транспортного обслуживания выявлены признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции». ОАО «РЖД» злоупотребило своим доминирующим положением, ограничив конкуренцию на рынке грузовых и логистических услуг. В отношении железнодорожной монополии возбуждено антимонопольное дело, по результатам рассмотрения которого компании грозит оборотный штраф от 1/100 до 15/100 суммы выручки от реализации соответствующих услуг. Рассмотрение дела назначено на 8 сентября.