Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 3 июня
EUR ЦБ: 87,1 (+0,52)
Инвестиции, 02 июн, 16:14
Курс доллара на 3 июня
USD ЦБ: 80,88 (-0,09)
Инвестиции, 02 июн, 16:14
Все новости Пермь
В Кремле отказались комментировать информацию о наступлении ВСУ Политика, 13:29
Военная операция на Украине. Главное Политика, 13:27
Ульяновский губернатор сообщил о десятках отравившихся сидром в области Общество, 13:21
Правительство обязало иностранцев согласовывать вылов шримсов-медвежат Экономика, 13:18
На упавшем в США самолете разбилась семья спонсора Трампа Общество, 13:11
В больнице в Коммунарке ложно сработала пожарная система Общество, 13:11
Курс токена LUNC вырос на 22% после разрешения выхода До Квона под залог Крипто, 13:10
ChatGPT: как превратить нейросеть в помощника
На интенсиве РБК Pro вы научитесь использовать чат-бот для решения ваших задач
Купить интенсив
Как приручить ИИ: сферы применения в высокотехнологичных отраслях Pro, 13:02
Песков перенаправил вопрос о наступлении украинских войск к Минобороны Политика, 13:00
Картаполов сообщил о 40 попытках взломать его аккаунт в Telegram Политика, 12:59
Минобрнауки разрешило белгородским выпускникам поступать в вузы без ЕГЭ Общество, 12:56
В сборной подтвердили разрешение дочери Тутберидзе выступать за Грузию Спорт, 12:55
Квартиры рядом с парками РБК и ПИК, 12:55
Жителя Перми оштрафовали на 2 млн руб. за дачу взятки сотруднику ФСБ Пермь, 12:54 
Пермь ,  
0 

МЭФ'19 в Перми: о кадрах и компетенциях в контексте экспорта

Эксперты считают, что сфера образования всегда будет отставать от «переднего края» развития, но выход для компаний есть.
Фото: РБК-Пермь
Фото: РБК-Пермь

В Перми 26 сентября открылся двухдневный Межрегиональный экспортный форум. На площадке «Завод Шпагина» эксперты из регионов России и ряда стран мира обсуждают проблемы и перспективы внешнеэкономических отношений.

На одной из площадок прошла дискуссия «ВЭД и человеческий капитал: как растить кадры и компетенции».

Целью панельной сессии было обсудить:

  • конкуренции на глобальном рынке: компетенции, которые позволяют мыслить и оперировать глобально;
  • роль власти, бизнеса и учебных заведений в подготовке кадров для экспортноориентированных предприятий;
  • как бизнес может влиять на образовательный процесс: опыт сотрудничества ведущих вузов и компаний;
  • экспорт образовательных услуг.

«Стартап как лего»

Оскар Ягафаров, директор технопарка Morion Digital (Пермь), что перспективный ресурс для экспорта в регионе – «технологическое предпринимательство».

«Мы занимаемся IT в широком смысле слова. У нас на площадке сейчас трудится порядка 5 тыс. человек. Технологические предпринимательство является драйвером современного российского экспорта. Мы не можем легко повторить успех западных технопарков, но мы сейчас создаем вокруг себя систему технологических технопарков. Мы запустили такой формат работы – собери свой стартап как лего. Нужно показать студентам, что это легко, хотя, конечно, все поначалу будет не так, как у Илона Маска. Например, мы взаимодействуем с Promobot – они рассказывают студентам как правильно собрать и продать роботов», – рассказал Оскар Ягофаров об опыте своей компании.

«Дуальная система – это правильно»

Арсений Уралов, президент Ассоциации акселераторов и бизнес-инкубаторов РФ (Москва) рассказал о миссии, которая возложена на государственные структуры.

«Миссия ассоциации является работа на ранней стадии – это когда в работе формируется понимание, что такое бизнес, и приходит осознание себя как коммерсанта. 2020 год будет Годом предпринимательства, и сейчас все живут в логике нацпроектов. Главная цель – увеличение доли трудящихся в малом и среднем бизнесе», – сказал Арсений Уралов.

Он отметил основные направления в современном образовании: «сейчас оно делится на два потока – обучение иностранных студентов и подготовка для внутренних и внешних рынков команд, которые готовы к разработке проектов. В этой логике начала формироваться повестка создания кадров. У нас есть 13 регионов в России, где вообще нет бизнес-инфкубаторов, но обстановка меняется. Мы готовим в логике «стартап как диплом» несколько проектов. Проектная деятельность как отдельная дисциплина сейчас [пока имеется – авт.] не в каждом вузе. Дуальная система – это правильно».

По словам эксперта «мы должны стремится к тому, чтобы формировать стартапы и команды, которые могли бы быть конкуретноспособными, и в том числе на международном уровне. Нужно сделать так, чтобы ребята не покидали границ страны. Но у нас сейчас работа разделяется: одно направление – работа с Западом, а другая – с Китаем. И ребята уезжают, это факт (обычно – в Европу). Китай – огромный внутренний рынок, им нужна фундаментальная наука с большими инвестициями, они вливают именно в профессорский состав. У них – китайцев – жилка предпринимательства в крови. Только в прошлом году в Китае было зарегистрировано более 300 тыс. компаний по IT. Но у них проблема: у них нет методики и фундаментальной науки. А запад готов выкупать готовые команды».

«Получают второе высшее? Не знают, что делать с первым!»

Ректор Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ) Игорь Макарихин сказал, что доступность бесплатного образования прямо связана с уровнем подготовки зачисляемых студентов.

«В ближайшее время предстоит увеличение числа студентов на 20%. В нашем университете последние три года число бюджетных мест растет. В следующем году оно увеличится на 100 мест. Был бы очень сильный рост – у нас бы упало качество приема: мы уже почти добрались по среднему баллу по ЕГЭ [при зачислении – авт.] к 75 – это почти уровень губернской стипендии: порядка 500 человек у нас в этом году с губернаторской стипендией», – сказал ректор ПГНИУ.

Дмитрий Офицеров-Бельский, старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН считает, что некоторые тенденции в современном образовании вызывают вопросы.

«Происходит не совсем оправданное смешение понятий в сфере образования. Мы говорим об образовании классическом и корпоративном – это абсолютно разные вещи. Корпоративное образование имеет не совсем образовательные функции – это скорее для того, чтобы люди смогли внутри компании быстрее адаптироваться к правилам работы и работали эффективнее. Есть свое обучение у Яндекса и Сбербанка, а обучение с продуктами практикуют на западе с IT-компаниями. А классическое образование – то, которое на протяжении всей жизни – это я считаю утопией. Это большей части людей никогда не пригодится: если человек получает второе образование, он точно не знает что делать с первым», – считает Дмитрий Офицеров-Бельский.

По его словам, сфера образования будет отставать от «переднего края» развития: «вузы никогда не смогут дать правильные компетенции. Есть выход из этой ситуации, например если компании будут учить вместе с Высшей школой экономики. Но если мы говорим о реальном развитии человеческого капитала, то пример компании Google будет самым адекватным – развитие человека, обучение его распоряжаться собственными временем и собственными, не связанными с компаниями проектами. А если мы говорим о классическом образовании, то оно должно позволять ему также саморазвиваться».

Авторы
Теги