Пермский выставочный центр: где, каким и как его планируют строить
На заседании Совета по предпринимательству и улучшению инвестиционного климата в Пермском крае 16 июля обсудили планы по строительству выставочного центра. О том, как можно было бы развивать площадку, рассказал президент Пермской Торгово-промышленной палаты (ТПП) Олег Жданов.
Он сообщил, что за последние 6 лет в мире «приросли» выставочные площади на 7% (по размеру площадей) и на 27% (по количеству новых выставочных центров). В России почти 58% выставочных площадей сосредоточены в Москве.
Из городов – миллионников только два не имеют современных выставочных центров, это Омск и Пермь.
По словам Олега Жданова, ранее ПК входил в топ-5 региональных выставочных проектов. Но с тех пор проект «Пермская ярмарка» трансформировался, существует на других площадях, и теперь не позволяет проводить мероприятия высокого уровня. При этом опыт «Пермской ярмарки» показал, как можно создать экономически эффективную бизнес-модель. Она подтверждает, что в пермских реалиях проект больше зарабатывал, используя канал b2c (в этом формате выставка работала на 60%, и лишь остальное приходилось на b2b).
Докладчик заметил, это надо учитывать при выборе площадки под будущий объект. Под b2b более интересными могут быть площадки за городом, в случае Перми – ближе к аэропорту. Под b2с площадка должна быть ближе к центру города, на расстоянии не более 10 – 15 км от него.
Из всех рассматриваемых вариантов наиболее подходящей считают площадку бывшего ипподрома по адресу шоссе Космонавтов, 162 (она находится в частной собственности).
«Это 12 тыс кв м плюс 7 тыс — пассаж, конгресс-холл — порядка 3 тыс. кв. м, плюс дополнительные площади [5 тыс. кв. м административных зданий, 5 тыс. кв. м парковки, 3 тыс. – техзона, 2 тыс. – склады, – авт.]. На выкуп земельных участков и соответствующие процедуры может потребоваться порядка 1,145 млрд рублей», – сказал Олег Жданов о параметрах выставочного центра, который можно разместить на площадке ипподрома.
По мнению докладчика, потенциальная выручка от выставочного центра может составлять порядка 370 млн руб. в год (это при проведении 35 выставок и порядка 30 форумов и порядка 25 гостевых мероприятий в год). При этом наиболее перспективны для продвижения ЭКСПО Прикамья тематики – цифровая экономика, двигателестроение, добыча ископаемых, лесная и целлюлозно-бумажная промышленность, химпроизводство, молодежь и культура – «это те коньки, уже которые есть в регионе, но пока еще ни кем не приватизированы».
В конце выступления Олег Жданов отметил, что осенью 2018 года, когда в Совете Федерации России проходили Дни Пермского края, были даны рекомендации Министерству экономического развития. В Постановлении Совета Федерации от 07.11.2018 «О государственной поддержке социально-экономического развития Пермского края» упоминается о рассмотрении возможности включения в целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2019-2025 годы)» такого вида туризма, как деловой туризм. При этом в целевой программе надо предусмотреть «мероприятия по развитию соответствующей инфраструктуры (конгрессно-выставочные центры, гостиницы уровня 4 и 5 звезд) и определить Пермский край в качестве пилотного региона».
Содокладчик Олега Жданова бизнесмен Даниил Дмитриев добавил, что совместно с Министерством социально-экономического развития Пермского края уже подготовлено предложение по составу рабочей группы, которая могла бы заняться проработкой этого проекта. Она должна сформулировать основные цели и задачи в рамках подготовки – дорожная карта по подготовке земельных участков, технологических подключений, выбора проектной организации, формирования грамотного отраслевого задания по проекту – «это самое важное для возможности соревноваться с тем же Екатеринбургом».
По словам Даниила Дмитриева, Перми предстоит конкурировать с другими регионами не в высоте потолков выставочных центров, а «в определенных технологических начинках», и «у нас в этом смысле есть понимание, чем наполнить, чтобы это выгодно отличалось от площадок конкурентов». По его словам, уже на этапе разработки проекта важно понимать, чем будет наполняться площадка, какими федеральными и международными мероприятиями – это все планируется за два – три года вперед, «этим надо будет сразу заниматься, чтобы площадка не простаивала с самого момента ее открытия».
Министр экономического развития Пермского края Максим Колесников добавил, что уже ведутся переговоры по поводу увеличения земельного участка, а совместно с минимущества «делаем проект планировки».
После этого губернатор Пермского края Максим Решетников сказал, что по проекту нужно собрать рабочую группу и прописывать отраслевое техническое задание. «И надо кого-то привлечь, чтобы оформить предпроект – показать, как это могло бы выглядеть. Плюс проработать схему реализации: идем только бюджетными затратами, или сразу с частниками, как привлекаем оператора, привлекаем его сразу, или сначала строим объект, а его — потом… Давайте, начнем прорабатывать», – заключил губернатор.