Пермский бизнес теряет интерес к покупке готовых предприятий
Спрос на готовый бизнес в Перми за 2018 год снизился на 7%, тогда как в целом по России он вырос на 2%. Предложение готового бизнеса в городе за год выросло на 9% (по России — на 14%). Его средняя стоимость в регионе снизилась на 3%, составив 2,93 млн рублей — примерно в два раза меньше, чем в целом по стране – 5,56 млн рублей. Самыми дорогими оказались производственные предприятия по средней стоимости 12,35 млн рублей, а самыми доступными — интернет-магазины за 120 тысяч рублей. Эксперты Avito проанализировали рынок готового бизнеса в России в 2018 году.
Чтобы продать что-то ненужное
По данным исследования, в 2018 году покупателей в Перми больше всего интересовало приобретение компаний сферы услуг, торговых предприятий и общественного питания — на них пришлось 29%, 25% и 18% запросов контактов соответственно.
Средняя цена готового бизнеса в Перми в 2018 году составила 2,93 млн рублей: за год она снизилась на 3%. Это примерно в два раза меньше, чем в целом по стране (5,56 млн рублей) и в три раза меньше максимальной средней цены, которую назначили продавцы в Москве — 8,16 млн рублей.
Самыми дорогими видами бизнеса за год в городе стали производственные предприятия по средней стоимости 12,35 млн рублей, за ними следуют компании развлекательного бизнеса за 9,28 млн рублей, а замыкают первую тройку строительные предприятия по средней стоимости 4,28 млн рублей. В 2018 году доступнее всего были интернет-магазины (120 тысяч рублей). Наиболее заметным подорожанием отметился производственный бизнес (+38%), а самым заметным снижением средней цены — интернет-магазины (-52%).
Покупка без покупателей
Эксперты РБК Пермь отмечают, что ситуация в бизнес-среде отражает экономические тенденции в регионе. Так, доцент ВШЭ (Пермь), профессор Елена Зуева говорит, что интерес к покупке или открытию нового бизнеса напрямую связан с падением интереса потребителем и последующим падением оборотов самого бизнеса.
«Невооруженном взглядом уже заметна негативная ситуация в торговле, в ресторанном бизнесе. Если ранее нужно было в праздничные дни заказывать столики в известных ресторанах, то сейчас можно часами оставаться единственным гостем в зале», — поясняет эксперт. Она отмечает, что в регионе также сильна тенденция продажи банкротящегося бизнеса, либо реализации активов несостоятельных компаний.
«Данные цифры говорят о том что Пермском крае нужно взращивать малый бизнес и поощрять предпринимательскую инициативу. Если даже на готовый бизнес снижается спрос, значит в целом тенденции крайне негативные. Мы отдаем целые отрасли и продуктовые ниши нашим соседям из Удмуртии, Екатеринбурга, Тюмени», — считает социолог Александр Нода.
За год готовый бизнес подорожал в 10 из 23 крупных городов, сильнее всего – в Ульяновске (на 68%). В 12 городах он подешевел, наиболее заметно — в Ижевске (на 38%), при этом в Волгограде цены остались неизменны по сравнению с 2017 годом. По данным сервиса Avito, самая дорогая сделка по продаже бизнеса через Avito в 2018 году обошлась в 720 млн рублей. Это была продажа трехзвездочного отеля в Санкт-Петербурге. На втором месте продажа комплекса для отдыха в Тюмени (500 млн руб.), тройку лидеров замыкает сделка по продаже четырехзвездочного отеля международного класса в Тюмени (250 млн руб.). В данном случае учитывались объявления, которые продавцы закрыли с пометкой «продано на Avito», поясняется в исследовании.
Среди уникальных предложений, встречавшихся в 2018 году на Avito, эксперты сайта выделили золотые месторождения в Хабаровском крае по цене 1,1 млрд рублей, легендарный ресторан «Прага» в Москве (цена — почти 2 млрд руб.) и Тушинский машиностроительный завод, выпускавший космические корабли «Буран», за 8,28 млрд рублей.