Игорь Арбузов: загрузка «Протон-ПМ» составляет 40%
В интервью газете «КоммерсантЪ» глава НПО «Энергомаш» и экс-директор пермского ПАО «Протон-ПМ» Игорь Арбузов рассказал о процессе создания двигателестроительного холдинга под управлением «Энергомаша».
«У нас определен перечень предприятий, которые либо уже входят, либо будут входить в интегрированную структуру. Это сам АО «НПО «Энергомаш», ПАО «Протон-ПМ», Воронежский механический завод, Конструкторское бюро химавтоматики, АО «НИИ Машиностроения», Конструкторское бюро химического машиностроения имени Исаева и опытно-конструкторское бюро «Факел»», — сообщает Арбузов.
Состояние этих активов топ-менеджер оценивает как «очень разное», отметив, что загрузка «Протон-ПМ» из-за прекращения производства ракет «Протон» в данный момент составляет около 40%,
«Есть проблема загрузки мощностей: у того же «Протон-ПМ» из-за прекращения производства ракет «Протон» загрузка составляет около 40%, а в «Энергомаше» обратная ситуация, связанная с переизбытком заказов», — заявляет Арбузов.
«Мы выстраиваем внутреннюю кооперацию между всеми предприятиями таким образом, чтобы загрузка была равномерно распределена по всем участникам интегрированной структуры», — поясняет Арбузов.
На вопрос о том, каким образом осуществляется поддержка предприятий, топ-менеджер сообщил: «НПО «Энергомаш» за счет своих ресурсов поддерживает часть предприятий в форме займов под бизнес-проекты. В совокупности с федеральными ресурсами и с предполагаемым объемом инвестиций по федеральным программам, которые сейчас должны появиться, включая средства, которые зарабатывают наиболее рентабельные предприятия, нам должно хватить на реализацию ключевых проектов».
По поводу подготовки в Госдуме законопроекта, ограничивающего круг возможных покупателей жидкостных ракетных двигателей РД-180 и РД-181 таким образом, чтобы туда не попадали США, Арбузов заявил: «Считаю, что наши двигатели являются одной из немногих ниточек, которые связывают нас с США в высокотехнологичных отраслях. Они дают нам возможность контактировать, общаться, взаимодействовать. У нашего сотрудничества много положительных моментов, и оно выгодно обеим странам. России поставки двигателей дают возможность инвестировать средства в перевооружение предприятий, развитие технологий». Арбузов отметил, что в данный момент все обязательства, согласованные с американскими партнерами, выполняются в срок, «что их очень сильно удивляет».
«За все время работы мы отправили в США 113 двигателей. Все пуски — а их было 85 — успешные», — заявляет Арбузов.
В 2021–2022 годах планируется завершить сборку последних ракет-носителей типа «Протон-М». «Что касается двигателей для ракет-носителей «Протон-М», то по заключенным договорам «Протон-ПМ» осталось изготовить четыре комплекта РД-276. Их производство завершится в 2019 году. Дальнейшее изготовление двигателей для «Протонов» зависит от получения коммерческих заказов на запуски легкой модификации этого носителя», — заявил Арбузов.
Также Арбузов прокомментировал решение о переходе «Протон-ПМ» на производство узлов и агрегатов для ракет-носителей «Ангара»: «Если говорить об РД-191, то еще в 2008 году было принято решение о переходе предприятия «Протон-ПМ» на производство узлов и агрегатов двигателя РД-191 для перспективных ракет-носителей «Ангара». Уже тогда стало понятно, что ракета «Протон» и ее модификации не вечны и требуют замены на новый носитель с двигателями на экологически чистых компонентах топлива. В соответствии с утвержденным графиком в следующем году ПАО «Протон-ПМ» планирует завершить освоение закрепленной за предприятием номенклатуры деталей и сборочных единиц РД-191 и с 2020 года приступить к серийному производству основных агрегатов этого двигателя».