Стандартизация закупок в Прикамье позволила сэкономить ₽1,8 млрд
В рамках заседания правительства Пермского края 1 ноября подведены предварительные итоги в сфере государственных закупок. В 2018 году объем государственных закупок в Пермском крае превысил 60 млрд рублей, из них 35,7 млрд — региональные закупки, 24,5 млрд — муниципальные.
Экономия по стандарту
Как отметил министр по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края Лев Гершанок, за третий квартал текущего года на всех стадиях закупочного процесса удалось сэкономить более 1,8 млрд рублей.
Существенную экономию, по словам министра, дала стандартизация закупок — введение каталога товаров, работ, услуг (содержит более 5 тысяч позиций), типизация конкурсной документации, утверждение предельных цен. Экономия бюджетных учреждений региона за счет стандартизации составила порядка 20 млн рублей, заявляет Гершанок.
В пример министр приводит закупку аппаратов искусственной вентиляции легких для медицинских учреждений. Установление единого технического задания и предельной цены на них позволило сократить цену в 3,5 раза (с 1200 тысяч рублей до 350 тысяч рублей) и дополнительно закупить для нужд здравоохранения в 2018 году 20 таких аппаратов.
Без роскоши и драгоценных камней
Еще одним инструментом в повышении эффективности проведения госзакупок стала экспертиза начальных цен закупок. До объявления закупки экспертами проверяется техзадание, анализируется рынок закупки, а также проводится оценка ранее заключенных контрактов по подобным товарам и услугам, — сообщают в министерстве.
Так, введенная с начала 2018 года обязательная экспертиза цен закупок с начальной ценой более трех миллионов рублей позволила сэкономить за 6 месяцев 280 млн рублей, отмечает министр.
«Еще с 2017 года мы стали переходить на предварительный контроль обоснованности закупок с начальной ценой более пяти млн рублей. Ввели обязательность рассмотрения закупок автономных учреждений с ценой более пяти млн рублей на межведомственной рабочей группе. В начале текущего года отдельные автономные учреждения могли делать закупки у единственного поставщика на сумму до 1,5 миллионов рублей и количество таких закупок не ограничивалось. С 15 мая в силу вступило типовое положение о закупках по 223-ФЗ и это стало невозможным»,— рассказывает Гершанок.
«На первом этапе мы определяем, какие товары, работы и услуги вправе закупать региональные заказчики. Их более 60 тысяч. С текущего года невозможен заказ так называемых предметов роскоши, к примеру, антикварной мебели либо телефонов, инкрустированных драгоценными камнями. Каждая вновь предлагаемая к закупке позиция проходит внутреннюю экспертизу», — отмечает Гершанок.
В погоне за эффективностью
В 2018 году среди общего числа закупок лидировали закупки в сфере строительства социальных объектов и дорог. С 5 до 10% увеличился объём закупок в сфере образования, охраны окружающей среды, культуры.
«В текущем году вдвое сократился объем просроченной задолженности учреждений здравоохранения перед бизнесом, возрос объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, среднее количество участников торгов, и доля конкурентных закупок», — говорит Гершанок.
Так, по словам министра, доля конкурентных закупок увеличилась на 1,3% и достигла 86,4% от общего объема. В среднем по России доля конкурентных закупок от общего числа составляет 78%.
В то же время, в УФАС Пермского края считают, что повышение эффективности закупок не исключает, а порой и повышает количество нарушений антимонопольного законодательства.
«Повышение эффективности и конкурентности закупок не исключает, а даже повышает количество нарушений антимонопольного законодательства», — заявляет глава Пермского УФАС Александр Плаксин.
«Допустим, торги открыты. Все, кто может, пожалуйста, заявляйтесь. Договоренности между заказчиками и участниками нет. Остается вопрос договоренностей между сами участниками, а это значит — картель. С этим тоже надо бороться. Повышая конкурентность, мы вынуждены бороться с картелями», — говорит Плаксин.