Пермский бизнес не готов создать компанию-единорога стоимостью $1 млрд
При наличии всех ресурсов — финансовых, промышленных, научных и человеческих — бизнес Прикамья пока не готов к созданию «бизнеса за миллиард долларов». К такому выводу пришли участники бизнес-завтрака, организованного по инициативе информационного агентства РБК-Пермь при поддержке инновационного центра «Мозгово».
Носорог или единорог
На встрече обсуждались возможности инновационного развития региона. В частности, предметом дискуссии стали вопросы: как построить в Прикамье бизнес, способный обеспечить товарами и услугами глобальные рынки и возможно ли создать в Пермском крае так называемую «компанию-единорога» — вырастить из старт-апа бизнес стоимостью выше $1 млрд.
По данным издания TechCrunch, оценки в $1 млрд достигает всего 0,07% стартапов в мире, привлекших внешнее финансирование. В Перми, как сообщили представители науки и бизнеса в рамках делового завтрака, идея построить бизнес стоимостью в $1 млрд долларов, вызывает скепсис.
Прикамью гораздо ближе термин «компания-носорог», — сошлись во мнении участники бизнес-завтрака.
Так, начальник инновационного центра «МОЗГОВО» ПГНИУ Николай Косвинцев, заявил, что Прикамью «нужно нечто более реальное», чем мифический единорог, «что-то, что может достигать понятных размеров в понятный срок». «Мы верим больше в «Носорога» — компанию стоимостью не в $1 млрд долларов, а с доходом и выручкой от продажи на уровне 1 млрд рублей. Бизнес должен достигнуть обозначенного показателя в течение 5 лет, и налоговое резиденство иметь, разумеется, в Пермском крае», — заявляет эксперт. По словам Косвинцева, «пермский «носорог» — высокотехнологичная компания, нацеленная на рынки будущего».
Генеральный директор «ЛИК Групп» Сергей Исаев заявил, что одним из возможных направлений развития для амбициозных пермских старт-апов могут стать рынки НТИ (Национальная технологиическая инициатива (НТИ) — государственная программа мер по поддержке развития в России перспективных отраслей, которые в течение следующих 20 лет могут стать основой мировой экономики).
«Перспективны рынки вещей, которых еще не существует. Рынки, которые только открываются и только планируются в будущем. Там действительно огромная капитализация, действительно огромные возможности резкого роста», — говорит Исаев.
Главное — упаковка
Большинство участников бизнес-завтрака, прошедшего на площадке компании «Телта-МБ», согласились с тем, что для создания «компании-носорога» Пермский край обладает необходимыми ресурсами. Более того, по мнению представителей бизнеса, подобные носороги уже существуют в Перми. Однако, по мнению экспертов, местным старт-апам присущ один общий минус — неумение упаковать идею так, чтобы привлечь инвесторов.
Заместитель директора компании «Иннфокус» Всеслав Давыдов отметил, что особенно эта тенденция касается привлечения частных денег, которых в России много.
«Инвесторы бегают с деньгами и пытаются куда-то вложить. Но они не могут вложить в то, во что не верят»,— говорит Давыдов.
Эксперты обозначили ряд ниш, где в дальнейшем будет выгодно работать. В частности, было предложено создать в Перми единую платформу для интересных старт-апов, на которой они смогут получить помощь международных бизнес-менторов.
«Я знаю много маленьких, технологически интересных компаний, имеющих самые разные идеи, но все они сталкиваются с проблемой «упаковки» своего бизнеса, «упаковки» для привлечения средств. Если мы здесь откроем некую площадку, единую платформу, на которой сможем качественно поддержать проекты, интересные достойной «упаковкой», привлечением международных бизнес-менторов, коучей, которые научат пермяков продавать, это будет замечательно», — предложил Давыдов.