Перейти к основному контенту
Пермь ,  
0 

Пермские орнитологи занялись спасением российских аэропортов от птиц

Фото: РБК Пермь
Фото: РБК Пермь

Специалисты Пермского государственного научно-исследовательского университета (ПГНИУ) провели орнитологические исследования на территории двух российских аэропортов (в городах Сургут и Игарка).  По итогам исследования специалисты должны сформировать список рекомендаций для работников аэропортов по предотвращению столкновения птиц и самолетов. 

Орнитологи в помощь

В городах Игарка и Сургут пермские представители ПГНИУ  — эколог Роман Харин и инженер-эколог Михаил Колодкин — исследовали территорию аэропортов в радиусе 15 км, сообщает пресс-служба ПГНИУ. В ходе исследования выявлялись условия, способствующие скоплению птиц, направление и интенсивность перемещений, видовой состав, особенности поведения птиц. Научные изыскания проводили двумя способами: наблюдением за птицами на специальных пунктах и проведением маршрутного учета. Особое внимание уделялось факторам, способствующим скоплению птиц и их привлечению на территорию аэропорта. 

Основываясь на полученных данных, ученые помогают работникам российских аэропортов подобрать эффективные мероприятия по снижению вероятности столкновения птиц с самолетами на территории аэропортов, отмечают в ПГНИУ.

Так, в Игарке и Сургуте экологи предложили провести биотехнические мероприятия по изменению растительного покрова (для уменьшения привлекательности территории аэропортов для птиц скашивают траву и осушают водоемы).

Кроме того, для борьбы с птицами применяют акустические («крики бедствия» различных видов птиц отгоняют «гостей»), пиротехнические, оптические (зеркала) способы воздействия. В некоторых аэропортах для этой цели держат ручных хищных птиц.

Одной из главных проблем, по данным экологов, может стать близость к аэропортам различных хозяйственных объектов и городских свалок, где образуются большие скопления птиц. Играют роль также особенности ландшафта, близость к аэропортам водных объектов. Опасность столкновений возрастает с повышением высоты и скорости, развиваемой самолетом.

«Наиболее критичными являются моменты взлета и посадки. Наибольшую опасность для полетов птицы представляют в конце лета — в это время появляется большое количество молодняка, имеющего небольшой опыт. Кроме того, в это время молодые птицы склонны образовывать скопления и совершать кочевки. Столь же опасным является период сезонных миграций весной и осенью, когда птицы совершают массовые перемещения», — цитирует пресс-служба ПГНИУ орнитолога Романа Харина.

Обстрел тушками обязателен

Руководитель агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев отмечает, что проблема столкновений самолетов с птицами актуальна, причем, каждый город имеет свою специфику. 

«Когда рядом с аэропортами располагаются базы утилизации бытовых отходов, зачастую рядом располагаются птичьи гнезда. Рядом с хозяйственными объектами любят селиться чайки, а это уже довольно крупные птицы, вред от столкновения с которыми может быть существенный», — говорит Пантелеев. По словам эксперта, риски возрастают и когда аэропорт находится рядом с большими водными акваториями. 

«В некоторых регионах в период миграции серых гусей на большой высоте, столкновение  летящего на большой скорости самолета с этой, довольно крупной птицей, может привести к трагедии», — говорит Пантелеев. По словам эксперта, известны случаи, когда птицы самых разных видов попадали в радар, сталкивались с элементами крыла, залетали в двигатель. 

«Птица не целится и у пилота нет никакой возможности маневрировать. Поскольку большая часть столкновений происходит рядом с аэропортами, орнитологическая обстановка поблизости имеет огромное значение», — говорит эксперт. 

Другой способ обезопасить самолеты от попаданий птиц — сделать его неуязвимым с точки зрения конструкции.  Двигатели, запускаемые в эксплуатацию, в обязательном порядке проходят в рамках сертификации испытания на попадание птиц, отмечает Пантелеев.

«Испытатели идут в магазин, покупают куриные тушки, взвешивают их и обстреливают ими детали самолета из пневмопушек» —  рассказывает эксперт, оговариваясь, что такие испытания можно провести только на земле.

Чайки небезопасны

Как сообщают экологи ПГНИУ, в Пермском крае наибольшую опасность для самолетов представляют птицы из семейства чайковых, чей вес, в зависимости от вида, колеблется от 500 до 1000 граммов и которые могут собираться в большие группы. 

Опасность могут представлять также мелкие стайные воробьиноообразные, голуби, дневные хищники, утки и врановы, отмечают экологи. 

С 1990 по 2006 год в мире погибли более 260 человек из-за столкновения в воздухе пассажирских рейсов с птицами по данным специализированного издания Aviation Week & Space Technology, причем заметная часть из них выполняла полеты на небольших частных самолетах. Авиакомпании по всему миру тратят в общей сложности около 650 миллионов долларов на устранение повреждений, которые самолеты получают от столкновений с птицами.

В октябре 2018 года, по данным РБК, компания «Аэрофлот» подала в суд на томский аэропорт, потребовав компенсации за поврежденный птицами самолет. Заседание по делу назначено на 6 ноября.

Аналогичный случай произошел 1 октября. Пассажирский самолет Boeing авиакомпании Utair, летевший из Сочи в Москву, совершил экстренную посадку в Краснодаре из-за попадания в самолет птицы. «В самолет попала птица, сработал датчик о неубранном шасси. Из соображений безопасности пилот принял решение сесть на запасной аэродром в Краснодаре», — сообщала пресс-служба авиакомпании РБК. 

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Все новости Пермь
В Винницкой области неизвестные ночью расстреляли полицейских Общество, 10:29
Ферстаппен выиграл спринт на Гран-при Китая «Формулы-1» Спорт, 10:10
Экономисты предрекли «нефтяной шок» при войне Израиля и Ирана Экономика, 10:08
В центральной России из-за магнитной бури произошло северное сияние Общество, 10:07
Дивидендный календарь — 2024: кто, сколько и когда заплатит Инвестиции, 10:01
ЕЦБ усилил давление на банки с бизнесом в России. Чем это грозит Финансы, 10:00
«Зарплатная гонка»: эксперт о кадровом голоде в Прикамье Пермь, 09:40 
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Губернатор предупредил, что в Тюменской области размыло насыпь на Ишиме Общество, 09:40
В Брянской области к утру сбили четыре беспилотника Политика, 09:19
МВФ предупредил о «прохладных 20-х» в мировой экономике Экономика, 09:15
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой Pro, 09:02
Овечкин против Панарина. Кто фаворит плей-офф НХЛ Спорт, 09:00
Сколько приговоров в России вынесли иностранцам и по каким статьям Общество, 09:00
Шойгу анонсировал создание научно-производственного центра дронов Политика, 08:41