Лента новостей
Все новости Пермь
В ЦБ увидели в сказках помеху финансовой культуре россиян 02:37, Общество В Воронежской области возбудили дело после гибели восьми человек в ДТП 02:16, Общество Решайся: как встать на серф 02:09, РБК и «Билайн» Силуанов назвал главный недостаток реализации майских указов 2012 года 02:07, Политика МИД ответил на публикацию о влиянии Бутиной на выборы президента США 01:57, Политика Путин cчел нужными гарантии ЕС для заинтересованных в «Турецком потоке» 01:22, Бизнес Скворцова заявила о планах использовать нанороботов против опухолей 01:03, Общество В Северной Ирландии потребовали от Мэй добиться новой сделки о Brexit 00:42, Политика Путин назвал автокефалию церкви на Украине опасным политикантством 00:33, Политика Борис Джонсон заявил о возможности новых переговоров с ЕС о Brexit 00:14, Политика Мэй после провала голосования по Brexit попросила «прислушаться к народу» 00:00, Политика Лидер рынка ОСАГО отчитался о первых продажах после изменения тарифов 00:00, Финансы Эксперты предложили ввести пособия по бедности на 0,5 трлн руб. 00:00, Экономика В ЕС заявили о продолжении ратификации соглашения по Brexit 15 янв, 23:52, Политика Время просыпаться: как нормализовать сон после праздников 15 янв, 23:49, РБК и Philips Оппозиция инициировала голосование об отставке правительства Мэй 15 янв, 23:36, Политика В Думе предложили не возобновлять выплаты в бюджет Совета Европы 15 янв, 23:17, Политика Парламент Венесуэлы объявил Мадуро узурпатором 15 янв, 23:10, Политика Порошенко заявил о влиянии комплексов Javelin на обстрелы в Донбассе 15 янв, 23:04, Политика Президент Зимбабве поблагодарил Путина за тренировки военных в годы СССР 15 янв, 22:47, Политика Парламент Великобритании отклонил план Мэй по выходу из Евросоюза 15 янв, 22:42, Политика В аварии в Воронежской области погиб управляющий директор ОЭМК 15 янв, 22:23, Общество SEC обвинила трейдера из России в незаконном обогащении на $1 млн 15 янв, 22:16, Финансы 5 приложений, которые облегчают жизнь путешественников 15 янв, 22:00, РБК и «Ингосстрах» Водитель из Екатеринбурга приехал за выигранными в лотерею 500 млн руб. 15 янв, 21:52, Общество Гильотина от правительства: как власти хотят снизить требования к бизнесу 15 янв, 21:51, Экономика Эксперты спрогнозировали сокращение числа банков в России на 5–8% в год 15 янв, 21:49, Финансы Лучший бомбардир «Тоттенхэма» пропустит матч Лиги чемпионов с «Боруссией» 15 янв, 21:38, Спорт
Пермские орнитологи занялись спасением российских аэропортов от птиц
Пермский край, 19 окт 2018, 11:18
0
Пермские орнитологи занялись спасением российских аэропортов от птиц
Фото: РБК Пермь

Специалисты Пермского государственного научно-исследовательского университета (ПГНИУ) провели орнитологические исследования на территории двух российских аэропортов (в городах Сургут и Игарка).  По итогам исследования специалисты должны сформировать список рекомендаций для работников аэропортов по предотвращению столкновения птиц и самолетов. 

Орнитологи в помощь

В городах Игарка и Сургут пермские представители ПГНИУ  — эколог Роман Харин и инженер-эколог Михаил Колодкин — исследовали территорию аэропортов в радиусе 15 км, сообщает пресс-служба ПГНИУ. В ходе исследования выявлялись условия, способствующие скоплению птиц, направление и интенсивность перемещений, видовой состав, особенности поведения птиц. Научные изыскания проводили двумя способами: наблюдением за птицами на специальных пунктах и проведением маршрутного учета. Особое внимание уделялось факторам, способствующим скоплению птиц и их привлечению на территорию аэропорта. 

Основываясь на полученных данных, ученые помогают работникам российских аэропортов подобрать эффективные мероприятия по снижению вероятности столкновения птиц с самолетами на территории аэропортов, отмечают в ПГНИУ.

Так, в Игарке и Сургуте экологи предложили провести биотехнические мероприятия по изменению растительного покрова (для уменьшения привлекательности территории аэропортов для птиц скашивают траву и осушают водоемы).

Кроме того, для борьбы с птицами применяют акустические («крики бедствия» различных видов птиц отгоняют «гостей»), пиротехнические, оптические (зеркала) способы воздействия. В некоторых аэропортах для этой цели держат ручных хищных птиц.

Одной из главных проблем, по данным экологов, может стать близость к аэропортам различных хозяйственных объектов и городских свалок, где образуются большие скопления птиц. Играют роль также особенности ландшафта, близость к аэропортам водных объектов. Опасность столкновений возрастает с повышением высоты и скорости, развиваемой самолетом.

«Наиболее критичными являются моменты взлета и посадки. Наибольшую опасность для полетов птицы представляют в конце лета — в это время появляется большое количество молодняка, имеющего небольшой опыт. Кроме того, в это время молодые птицы склонны образовывать скопления и совершать кочевки. Столь же опасным является период сезонных миграций весной и осенью, когда птицы совершают массовые перемещения», — цитирует пресс-служба ПГНИУ орнитолога Романа Харина.

Обстрел тушками обязателен

Руководитель агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев отмечает, что проблема столкновений самолетов с птицами актуальна, причем, каждый город имеет свою специфику. 

«Когда рядом с аэропортами располагаются базы утилизации бытовых отходов, зачастую рядом располагаются птичьи гнезда. Рядом с хозяйственными объектами любят селиться чайки, а это уже довольно крупные птицы, вред от столкновения с которыми может быть существенный», — говорит Пантелеев. По словам эксперта, риски возрастают и когда аэропорт находится рядом с большими водными акваториями. 

«В некоторых регионах в период миграции серых гусей на большой высоте, столкновение  летящего на большой скорости самолета с этой, довольно крупной птицей, может привести к трагедии», — говорит Пантелеев. По словам эксперта, известны случаи, когда птицы самых разных видов попадали в радар, сталкивались с элементами крыла, залетали в двигатель. 

«Птица не целится и у пилота нет никакой возможности маневрировать. Поскольку большая часть столкновений происходит рядом с аэропортами, орнитологическая обстановка поблизости имеет огромное значение», — говорит эксперт. 

Другой способ обезопасить самолеты от попаданий птиц — сделать его неуязвимым с точки зрения конструкции.  Двигатели, запускаемые в эксплуатацию, в обязательном порядке проходят в рамках сертификации испытания на попадание птиц, отмечает Пантелеев.

«Испытатели идут в магазин, покупают куриные тушки, взвешивают их и обстреливают ими детали самолета из пневмопушек» —  рассказывает эксперт, оговариваясь, что такие испытания можно провести только на земле.

Чайки небезопасны

Как сообщают экологи ПГНИУ, в Пермском крае наибольшую опасность для самолетов представляют птицы из семейства чайковых, чей вес, в зависимости от вида, колеблется от 500 до 1000 граммов и которые могут собираться в большие группы. 

Опасность могут представлять также мелкие стайные воробьиноообразные, голуби, дневные хищники, утки и врановы, отмечают экологи. 

С 1990 по 2006 год в мире погибли более 260 человек из-за столкновения в воздухе пассажирских рейсов с птицами по данным специализированного издания Aviation Week & Space Technology, причем заметная часть из них выполняла полеты на небольших частных самолетах. Авиакомпании по всему миру тратят в общей сложности около 650 миллионов долларов на устранение повреждений, которые самолеты получают от столкновений с птицами.

В октябре 2018 года, по данным РБК, компания «Аэрофлот» подала в суд на томский аэропорт, потребовав компенсации за поврежденный птицами самолет. Заседание по делу назначено на 6 ноября.

Аналогичный случай произошел 1 октября. Пассажирский самолет Boeing авиакомпании Utair, летевший из Сочи в Москву, совершил экстренную посадку в Краснодаре из-за попадания в самолет птицы. «В самолет попала птица, сработал датчик о неубранном шасси. Из соображений безопасности пилот принял решение сесть на запасной аэродром в Краснодаре», — сообщала пресс-служба авиакомпании РБК.