Испытания двигателя для МС-21 на обледенение обойдутся в ₽194,9 млн
АО «ОДК-Авиадвигатель» выступил заказчиком в закупке составной части опытно-конструкторской работы по теме «Подготовка и проведение испытания двигателя ПД-14 на «классическое» обледенение (2 этап) и по забросу пластины льда на вход в двигатель». Информация опубликована на сайте госзакупок. Стоимость контракта 194,947 млн рублей. В конкурсе, состоявшемся 27 августа, победил единственный участник закупки. Компания-победитель не раскрывается.
В АО «ОДК-Авиадвигатель» и АО «ОДК» направлены официальные запросы о сроках проведения испытательных работ и о том, кто их будет осуществлять.
В ОДК пояснили, что заказанные работы, согласно закупочной документации, должны быть проведены до 5 сентября 2018 года, победителя закупки в корпорации не указали.
ПД-14 – базовый турбовентиляторный двигатель, который создан в широкой кооперации предприятий ОДК для авиалайнера МС-21-300. Головной исполнитель по программе ПД-14 — АО «ОДК», головной разработчик — АО «ОДК-Авиадвигатель», головной изготовитель — АО «ОДК-Пермские моторы» (оба предприятия входят в ОДК). Это первая полностью российская силовая установка для пассажирских авиалайнеров, созданная в России за последние десятилетия.
Как сообщили РБК Пермь в пресс-службе ОДК, сейчас корпорация проводит третий этап летных испытаний ПД-14 в составе летающей лаборатории в Жуковском. В корпорации акцентируют, что «в составе самолета Ил-76ЛЛ испытывается двигатель, изготовленный по типовой конструкции (серийного облика)».
«Третий этап испытаний проводится с участием представителей сертифицирующих органов и должен официально подтвердить итоги первых двух «предсертификационных» («инженерных») этапов. Далее последует получение сертификата типа Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация)», — поясняют в ОДК. В компании утверждают, что сроки сертификации соответствуют изначально установленным. В 2018 году планируется получение сертификата Росавиации, в 2019 году — EASA. В конце 2018 года должны начаться поставки двигателей ПД-14 для летных испытаний самолета МС-21. Их завершение и получение сертификата типа воздушного судна МС-21 с двигателями ПД-14 запланировано на 2021 год.
В 2015-2017 годы уже были проведены два этапа летных испытаний двигателя в составе летающей лаборатории во всем диапазоне высот, скоростей полета и режимов работы двигателя, которые подтвердили его работоспособность.
По информации, предоставленной ОДК, корпорация в данный момент ведет переговоры с потенциальными покупателями самолета МС-21 за рубежом о возможности оснащения их двигателями ПД-14. На базе его газогенератора ОДК готова под конкретные требования заказчика разрабатывать двигатели в диапазоне тяги от 9 до 18 тонн, предназначенные, в частности, для ближне-, среднемагистральных пассажирских и транспортных самолетов.
В феврале АО «ОДК-Пермские моторы» завершило реконструкцию собственного универсального адаптерного испытательного стенда на загородной станции в Новых Лядах, на котором предполагается проводить испытания двигателей ПС-90А и ПД-14. Заявлялось, что уже в июне здесь будет испытан первый серийный ПД-14, который в дальнейшем будет участвовать в серии летных испытаний в составе российского самолета МС-21.
Как сообщает газета «Жуковские вести» со ссылкой на директора программы МС-21 в АО «Авиастар-СП» Виталия Игнатьева, в августе Ульяновский авиазавод «Авиастар» уже приступил к изготовлению первой установочной партии серийных машин МС-21-300.
Обледенение довольно часто становится причиной авиакатастроф. 11 февраля произошло крушение пассажирского самолета Ан-148 в Подмосковье. В ходе расшифровки черных ящиков эксперты выяснили, что через несколько минут после взлета самописцы Ан-148 зафиксировали расхождения между показаниями датчиков скорости. Установлено, что в день крушения обогрев всех трех датчиков был отключен. Действующий пилот одной из российских авиакомпаний, пожелавший остаться неназванным, высказал версию, что причиной катастрофы могло привести обледенение датчиков. Инциденты с обледенением были зафиксированы у Sukhoi Superjet 100, принадлежащих «Аэрофлоту».
В июне 2009 года в небе над Атлантикой исчез авиалайнер Airbus A330-203 авиакомпании Air France, выполнявший рейс AF447 по маршруту Рио-де-Жанейро — Париж. Обнаружить сам самолет на дне Атлантики удалось лишь весной 2011 года. После подъема «черных ящиков» с глубины почти в 4 км удалось, наконец, выяснить, что в результате засорения трубок Пито (составной части приемника воздушного давления) кристаллами льда на приборах в кабине произошла рассинхронизация показаний скорости. Это привело к отключению автопилота.
По данным ресурса avia-simply.ru, обледенение турбореактивных двигателей (на входе) может произойти даже при температуре + 5°С..+ 10°С. Этому способствует расширение воздуха (из-за ускорения потока) в канале воздухозаборника, в результате чего происходит снижение температуры, конденсация влаги с последующим ее замерзанием.