У самолетов Red Wings ранее уже были инциденты с двигателями ПС-90
Представители пермского моторного комплекса вылетели в Уфу для участия в расследовании причин инцидента с возгоранием двигателя ТУ-204, — сообщили РБК Пермь в пресс-службе АО «ОДК-ПМ». Проверку инцидента начали Росавиация и Уфимская транспортная прокуратура. Двигатель ПС-90А разработан и производился предприятиями пермского моторостроительного куста, сейчас консолидированными в корпорацию ОДК (АО «ОДК-ПМ» — производитель, АО «ОДК-Авиадвигатель» — разработчик).
Нехороший взлет
В 5 часов утра 22 августа экипаж самолета Ту-204 авиакомпании Red Wings Airlines выполнял рейс WZ808 Уфа-Сочи с 215 пассажирами и 7 членами экипажа на борту. Как сообщает ведомственный сайт Росавиации со ссылкой на данные перевозчика, «в процессе разбега по взлетно-посадочной полосе произошел помпаж левого двигателя ПС-90А, диспетчер аэродрома проинформировал экипаж о том, что визуально с земли наблюдает возгорание левого двигателя». При этом, как сообщает Red Wings, в кабине пилотов сигнализация о пожаре и система автоматического пожаротушения не сработали. Экипаж самолета предпринял все необходимые меры для обеспечения безопасности: включил в ручном режиме систему пожаротушения и через несколько минут произвел посадку в аэропорту вылета.
После приземления Ту-204 пожарные и аварийно-спасательные расчеты аэропорта и Росавиации провели экстренное тушение левого двигателя и эвакуировали пассажиров с правого борта самолета с применением аварийных надувных трапов.
«Пострадавших нет. Воздушное судно эвакуировано со взлетно-посадочной полосы. Аэропорт работает в штатном режиме. Пассажиры Ту-204 в ближайшие часы будут доставлены резервным бортом авиакомпании Red Wings из Уфы в Сочи», — сообщила пресс-служба Росавиации на сайте ведомства через несколько часов после аварии.
Посадка благополучная
Авиакомпания Red Wings подтвердила РБК факт инцидента. По словам представителей авиакомпании, ночью после взлета борта произошло «возгорание внутрикапотного пространства левого двигателя».
«Самолет Ту-204 (бортовой номер RA64050), следовавший рейсом WZ808, был вынужден вернуться в аэропорт вылета, где он совершил благополучную посадку в 05:05 по местному времени. Экипаж произвел все необходимые по регламенту действия и немедленно запросил посадку в международном аэропорту города Уфы, где его ждали пожарные расчеты и аварийные службы аэропорта. После посадки были применены аварийные методы эвакуации», — рассказали РБК в Red Wings.
В авиакомпании уточнили, что в результате инцидента никто не пострадал. Пассажирам был предоставлен запасной борт, на котором они смогли продолжить путь в Сочи. «По факту инцидента назначена комиссия Росавиации, которая выяснит причины произошедшего. В работе комиссии принимают участие сотрудники авиакомпании Red Wings. О причинах инцидента можно будет судить только после получения заключений комиссии», — добавили в пресс-службе компании.
После инцидента многие пассажиры отказались продолжить полет на другом самолете. «144 пассажира улетели, 58 отказались. Самолет улетел в 11:21 по местному времени», — сообщила помощник приволжского транспортного прокурора Майя Иванова.
Возгорания — вещь регулярная
Руководитель агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев отмечает, что возгорание двигателя в полете — серьезный инцидент и существенный риск, но, по мнению эксперта, экипаж справился с ситуацией «четко и без паники», что позволило избежать драматических событий.
«Возгорания либо самого двигателя, либо в подкапотном пространстве в мировой практике явление регулярное. Таких событий ежегодно происходит с десяток в разных точках мира», — заявил эксперт.
При этом, по словам Пантелеева, «на самой заре эксплуатации двигателя ПС-90 были прецеденты, связанные не с возгоранием двигателя, но с прогаром жаровой трубы». Эти данные вскрывались уже после самого происшествия с помощью диагностики, но не влияли негативно на безопасность полетов, открытого горения не наблюдалось, — пояснил эксперт.
По поводу влияния инцидента на дальнейшее применение двигателя ПС-90 и судьбу контрактов пермских предприятий Пантелеев считает, что «прежде чем делать прогнозы, нужно дождаться результатов расследования всех обстоятельств инцидента». Эксперт отмечает, что в случае выявления проблем или просчетов, не связанных с человеческим фактором при обслуживании двигателя, «имеет смысл оперативно вносить изменения в конструкцию чтобы снизить риски повторения подобных ситуаций и в этом смысле пермское КБ «Авиадвигатель» зарекомендовало себя как компания, способная оперативно реагировать на все обнаруживаемые проблемы».
Пантелеев не видит оснований говорить о рисках остановки эксплуатации самолетов с двигателями ПС-90. При этом, оговаривается, что создаваемый в Перми перспективный двигатель ПД-14 и его модификации будут постепенно вытеснять ПС-90.
Слизь и пена
Это уже не первый инцидент с двигателем ПС-90 на самолете ТУ-204 авиакомпании Red Wings. По мнению экспертов-моторостроителей, причиной нарушений могло быть грязное топливо.
Информационный бюллетень № 19 «Пермские авиационные двигатели» за ноябрь 2009 года сообщает, что при выполнении рейса «Пермь-Анталья » 15 мая 2009 года на приборах среднемагистрального пассажирского самолета Ту-204-100 (борт № 64046) авиакомпании Red Wings появилась сигнальная информация «Топливный фильтр засорен» сначала первого, а затем и второго двигателя ПС-90А. Самолет произвел вынужденную посадку в аэропорту Краснодара, где из расходных баков были взяты пробы топлива для анализа. Собранный материал был исследован Государственным научно-исследовательским институтом гражданской авиации.
Результаты исследований показали, что в отдельных пробах на границе раздела фаз присутствуют хлопья, пена, слизь серого цвета.
В пробах топлива, отобранных из силовых установок № 1 и № 2, перед фильтрами тонкой очистки присутствует вторая фаза жидкости в виде отдельных прозрачных капель (письмо № ИС.ГСМ-1472 от 10 июня 2009 года ФГУП «ГосНИИ ГА»). По данным того же бюллетеня, в соответствии с письмом ОАО «Пермский моторный завод» от 19 июня 2009 года, агрегаты НР-90 с обоих двигателей самолета Ту-204-100 (борт №64046) заменены.
Информация о засоренных фильтрах появлялась также в июне 2009 года на приборах самолета Ту-204-100 (борт № 64047) авиакомпании Red Wings при выполнении рейса «Анталья — Самара — Пермь — Анталья». Были и другие случаи неполадок с двигателями, применяемыми на самолетах компании Red Wings. Так, по информации информационного бюллетеня пермских моторостроителей, 20 июля 2009 года при выполнении технического перелета на взлете появилась информация: «Механизация компрессора двигателя № 1 неисправна», «Механизация компрессора двигателя № 2 неисправна». В базовом аэропорту эксплуатирующей организации были заменены топливные фильтры.
Во время опробования обоих двигателей самолета Ту-204-100 (борт № 64047) при увеличении режима не закрывались КПВ компрессора высокого давления, постоянно регистрировался сигнал «Топливный фильтр ВСУ засорен». Насосы-регуляторы НР-90 заменены и направлены в ремонт, о чем говорят технические акты № ПС-30-07-09 и № ПС-30-07-09/1 от 30 июля 2009 года.
Исследование снятых агрегатов показало, что «на деталях и узлах агрегатов имеются обильные посторонние отложения и налет в виде гидроокиси железа коррозионного характера, полученные вследствие эксплуатации агрегатов на некондиционном топливе с содержанием коррозионно-активной среды (воды), что привело к заклиниванию золотников выше указанных агрегатов НР-90» .
Результаты исследований переданы авиакомпании Red Wings, ОАО «Туполев» и Федеральной службе воздушного транспорта для принятия мер по обеспечению работы агрегатов двигателей на качественном топливе, — сообщает информационный бюллетень.
Отметим, что авиакомпания Red Wings стала первым и крупнейшим заказчиком гражданского самолета МС-21, который в будущем предполагается оснащать перспективными двигателями ПД-14. В 2017 году между АО «Ред Вингс» и ОАО «Ильюшин Финанс Ко.» был заключен договор на поставку 16 самолетов МС-21-300 в период 2019-2022 годов. Одновременно «ОДК-ПМ» и «Ильюшин Финанс Ко.» подписали соглашение об условиях поставки восьми двигателей ПД-14 для авиалайнеров МС-21-300.