Лента новостей
Все новости Пермь
«Спартак» проиграл «Рапиду» в первом туре Лиги Европы 21:49, Спорт Израиль передал России данные о крушении Ил-20 21:38, Политика YouTube заблокировал канал рэп-баттлов Versus за «введение в заблуждение» 21:23, Технологии и медиа Суд арестовал предполагаемого организатора подпольных казино в Москве 21:11, Общество США ввели санкции против Китая за покупку российских Су-35 и С-400 20:54, Экономика США ввели санкции против 33 граждан и компаний из России из сферы ОПК 20:45, Политика Власти Подмосковья решили отследить реакцию соцсетей на свои действия 20:36, Технологии и медиа Как в России выращивают быков элитной породы блэк ангус 20:12, РБК и Мираторг Вексельберг сократил прямой контроль над энергокомпанией «Т Плюс» 20:12, Бизнес В МВФ сообщили о продолжающихся переговорах по сотрудничеству с Киевом 20:03, Политика Лига Европы по футболу. «Рапид» — «Спартак». Онлайн 19:55, Спорт Авиацию ВВС Франции и Британии подняли на перехват российского самолета 19:41, Политика Партия Навального подала иск к Минюсту из-за отказа в регистрации 19:31, Политика Как в Кабардино-Балкарии прошли столкновения из-за битвы XVIII века 19:25, Общество  СМИ узнали о версии пранка в деле о новом отравлении в Солсбери 19:22, Общество Трамп поручил Минфину и Госдепу начать внедрение антироссийских санкций 19:14, Политика Московская биржа отложила допуск к торгам акций иностранных компаний 19:13, Финансы Шопинг дома: какие товары теперь предпочитают покупать онлайн 19:11, РБК и Schneider Electric Захарова сравнила «дело Скрипалей» с легендой о Лохнесском чудовище 19:07, Политика Собянин создал еще два департамента в правительстве Москвы 19:07, Политика Футболист ЦСКА вошел в символическую сборную Лиги чемпионов 19:01, Спорт Нетаньяху объяснил отправку главкома ВВС в Москву после гибели Ил-20 18:55, Политика США сочли «ударом по «чистым» спортсменам» восстановление статуса РУСАДА 18:47, Общество Наступление квартир-трансформеров – что выбирают современные семьи 18:42, Партнерский материал  Матвиенко заявила о возможном выходе России из Совета Европы 18:34, Политика Kinky-вечеринки, баскетбол и робототехника: три стартапа сентября 18:26, Бизнес  Суд Каира отпустил под залог сыновей экс-президента Мубарака 18:23, Политика Компаниям из списка Белоусова предложили проекты для инвестиций 18:15, Бизнес
Студенческое гетто: как эксперты видят кампус в Камской долине
Пермский край, 07 мая, 16:23
0
Студенческое гетто: как эксперты видят кампус в Камской долине
Фото: www.psma.ru

Власти Прикамья озвучили амбициозные задачи по строительству кампуса для размещения шести тысяч иностранных студентов в районе улицы Маршала Жукова в Камской долине на участке площадью 20 гектаров. По проекту здесь появятся жилые и учебные корпуса, объекты спортивной инфраструктуры, включая ФОК с бассейном. Предполагается, что инвестиции в проект частного лица, собственника пермской гостиницы «Центральная», заместителя декана по работе с иностранными учащимися Тверской медицинской академии Сайеда Камруззамана, могут составить 1 млрд рублей.

Дом в чистом поле

Камская долина (Ленинский район, правый берег Камы) географически находится в центральной части Перми. Однако у опрошенных РБК Пермь экспертов, сложилось ощущение, что изолированная территория может стать «гетто» для студентов.

«Получается, шесть тысяч студентов из разных вузов будут жить в некой резервации? Опасаюсь, что здесь будет определенная изоляция от экономического центра Перми», — заметил в эфире РБК Пермь член Союза архитекторов России Сергей Шамарин.

Архитектор Игорь Луговой также считает, что при выборе локации необходимо учитывать в том числе соседство и транспортную доступность.

Теснота — друг молодежи

Сергей Шамарин напомнил опыт размещения кампуса Пермского национального исследовательского технического университета на правобережье Камы (центр Перми размещен на левом берегу, — ​РБК Пермь). Остальные вузы имеют общежития в центре экономической активности города.

«Удачный голландский опыт при создании мастер-плана Перми говорит нам о том, что вузы лучше собирать в одном месте, в центре на развитой территории», — размышляет член Союза архитекторов России.

О том, как будут осуществлять трансфер студентов из Камской долине в пермские вузы и что для этого может понадобиться, публично сейчас не обсуждается. Проректор Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ) Николай Шевелев​ в разговоре с РБК Пермь предположил, что площадка выбрана с учетом создания дополнительной инфраструктуры, в том числе транспортной.

Транспортная тяга к науке

Сейчас доступность общественного транспорта между правым и левым берегами Камы оценивается как недостаточная. Остановка «Камская долина» есть у девяти рейсовых городских автобусных маршрутов, они обслуживают все население Кировского района Перми, это 130 тысяч человек.

По данным директора института транспортного планирования ООО «Российская академия транспорта» Михаила Якимова, сейчас ежедневно между правым и левым берегами Камы совершается порядка 3 млн транспортных корреспонденций — поездок людей в общественном транспорте. При этом, говорит ученый, из-за экономической ситуации число рабочих мест на правом берегу недостаточно, люди едут работать в центр Перми. Если с появлением кампуса появятся новые рабочие места, произойдет некое выравнивание ситуации.

«Если же рассматривать кампус только как место проживания студентов, то число стремящихся выехать в центр Перми резко вырастет. Нужно или переносить сюда полностью вузы, или возвращаться к идее кампуса в центре», — полагает эксперт.

Традиция «уехать на картошку»

Идею создания распределенного кампуса в городской среде несколько лет активно обсуждают в Санкт-Петербурге. Здесь руководство вузов также обсуждает идею строительства локальных кампусов за пределами экономической активности, «на картофельных полях».

В рамках V архитектурно-градостроительного форсайта «Town and gown. Петербург как суперкампус», который был организован РБК Петербург, молодые архитекторы представили проекты, которые предполагаю строительство студенческих общежитий, доступного арендного жилья, многофункциональных общественных пространств, предприятий общепита, библиотеки, спортивных комплексов, лекториев и лабораторий. Это стало реакцией на идею переселения вузов далеко за пределы исторического центра.

«Мы предлагаем рассмотреть весь город Санкт-Петербург как суперкампус, тем самым поддержать экономику знаний. При этом не выносить студенческий кластер за пределы города, а создать его в центре», ​— отметил в беседе с РБК Пермь руководитель форсайта «Town andgown. Петербург как суперкампус» Федор Гаврилов.

Эксперт добавил, что вероятность реализации проекта невелика, поскольку проект «Форсайт РБК Петербург» — площадка для поиска смыслов и урбанистических идей.

Как правило подобные проекты ведутся с привлечением государственного финансирования. Например, Пермский государственный национальный исследовательский университет развивает инфраструктуру в рамках федеральной инвестпрограммы со сроком исполнения в 2018-2020 годах.​ 

Поэтому, считают эксперты, зачастую мощным мотивом для строительства общежития «на картофельном поле» служит федеральное финансирование проекта.

«В некоторых случаях строительство кампусов за городом — энтузиазм девелоперов, которые ранее купили дешевые земли, а теперь, когда строительный рынок пошел на спад, думают как ими удачно распорядиться. Только от встреч двух лобби проиграют и города-миллионники, и студенты», — напомнил Гаврилов.

По словам эксперта, студентам нужен город, а университетская молодежь очень нужна любому постсоветскому городу, его культурному центру. 

«Мне кажется, не надо торопиться закапывать большие деньги в бывшие колхозные поля. Сначала надо изучить ситуацию, осмыслить ее, а потом уже действовать», — полагает Гаврилов.

Так, здания Лондонской школы экономики располагаются в центре города, корпуса парижской Сорбонны разбросаны по всей французской столице. Среди главных плюсов распределительного кампуса эксперты называют «сохранение студенческого субстрата в городе».  

Острая проблема

В 2018 году в вузах Пермского края на постоянной основе обучается более 1600 иностранных студентов из 52 стран мира. Проректор ПНИПУ Николай Шевелев считает, что университеты готовы принять больше учащихся из-за рубежа, но не располагают соответствующим жилым фондом.

«С учетом аудиторного фонда ПНИПУ, лабораторий мы готовы принять еще порядка 1500 иностранных студентов. Но свои возможности, с учетом 11 общежитий, который уже есть, мы практически исчерпали», — заявил Шевелев.

В 2014 году ПНИПУ ввел в эксплуатацию новое здание, рассчитанное на 500 студентов. Сейчас, в общей сложности, в общежитиях кампуса ПНИПУ на правобережье Перми живет порядка 3800 студентов.

Проблемы с нехваткой мест в вузовских общежитиях считается наследием 1990-х, когда государство практически перестало выделять деньги на ремонт и строительство. Ежегодно в России случаются десятки пожаров в студенческих общежитиях, в которых устарела электропроводка и используются пожароопасные плиты, четверть всех зданий требует капитального ремонта. Такие данные приводит Российский союз ректоров в обращении к президенту РФ от 22 мая 2017 года. Спустя год, на XI съезде РСР в Санкт-Петербурге, Владимир Путин назвал строительство современных общежитий для студентов одной из задач нового правительства.

Многие здания вузовских общежитий в Перми построены в прошлом веке. Например, кампус ПНИПУ (ранее — Пермский политехнический институт) сдали в эксплуатацию в 70-е годы. В Перми многие общежития для студентов нуждается в ремонте, но в последние годы чаще руководители учебных заведения заявляют о строительстве новых зданий. Так, в прошлом году Пермский государственный университет объявил, что к 2020 году у вуза появится новое студенческое общежитие на 509 мест. Объект площадью 10 тысяч м² планируют разместить между общежитиями № 6 и № 7 Студенческого городка. Также руководство авиационного техникума им. Швецова планирует построить в непосредственной близости от учебных корпусов 5-6-этажное здание площадью 7 тысяч м² на 800 человек. Таким образом, заявляли в учебном заведении, студенты смогут жить рядом с местом учебы и не добавлять нагрузки транспортному трафику города в часы пик.