Пермское УФАС заинтересовалось ценообразованием «Аэрофлота»
Пермское УФАС России проводит проверку ценообразования пассажирских тарифов на авиаперелеты по маршруту Пермь — Москва, выполняемых компанией «Аэрофлот». С соответствующей жалобой в антимонопольное ведомство обратился житель Перми.
Сейчас перевозчик применяет 74 тарифа на авиабилеты по этому маршруту, указывается в релизе УФАС. По мнению антимонопольного ведомства, законом разрешено продавать билеты по разным ценам, однако, цена должна определяться различиями в условиях перевозки. Например, возвратность и невозвратность билета, количество мест для багажа в салоне и другие. Претензии антимонопольного ведомства направлены на прозрачность в тарифообразования цен авиабилетов.
«Компания «Аэрофлот» занимает доминирующее положение на рынке авиаперевозок пассажиров и багажа по маршруту Пермь — Москва. На такого перевозчика накладывается дополнительные ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством. В том числе необходимость обосновывать установления различий между тем или иным тарифом в одной группе тарифов», — цитирует слова заместителя руководителя управления Пермского УФАС Марины Кудрявцевой пресс-служба ведомства.
Стоимость авиабилета складывается из тарифа и сборов. Величина тарифа зависит от политики авиакомпании, протяженности маршрута, класса бронирования и сезона. Сборы — это аэропортовые сборы за наземное обслуживание воздушных судов, большая часть из которых — обслуживание пассажиров, багажа и воздушных судов в аэропорту (26%).
Эксперты РБК Пермь отмечают, что региональные управления ФАС России возбуждают антимонопольные дела в отношении авиаперевозчиков по одному сценарию — на востребованных у пассажиров парах городов. Их претензии сводятся к одному набору требований — «завышение цен». К примеру, ранее УФАС Татарстана проверял обоснованность повышения цен на авиабилеты «Аэрофлота» на рейсе Москва — Казань. С 2014 года авиакомпания в среднем повысила цены на билеты на 7%. Больше всего подорожал бизнес-класс. В ходе проверки возбуждено дело по признакам нарушения федерального закона «О защите конкуренции», сообщал РБК Татарстан.
«Нужно спросить у УФАС, почему он пытается изучить высокий тариф для бизнес-класса, но не изучает ценообразование на Rolls-Royce в России, для многих олигархов это было бы актуально», — прокомментировал РБК Пермь руководитель аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантеелев.
Эксперт поясняет, ссылаясь на Воздушный кодекс РФ, которому подчиняется вся деятельность гражданской авиации, что такого понятия как «необоснованный тариф» не существует. По его словам, частные авиакомпании применяют такие тарифы, которые обеспечивают должный уровень рентабельности и конкурентное положение на рынке. Пояснять, чем авиакомпания руководствуется при назначении тарифа, она не обязана, отмечает эксперт.
«Региональные ФАС, как правило, начинают вменять частным авиакомпаниям это в претензию. В российской практике антимонопольные органы, скорее, занимаются популизмом, не обеспеченным законодательными нормами. Авиакомпании применяют разные тарифы во всей конкурентной международной практике. Это нормально, когда при ажиотажном спросе авиакомпания повышает при продаже билетов тариф. Те, кто применяют «плоский тариф» (не изменяющийся по цене вне зависимости от спроса — РБК Пермь), давно уже почили в бозе», — заключает Пантелеев.
Из Перми в Москву ежедневно полеты совершают несколько авиперевозчиков, в том числе лоукостер «Аэрофлота» — «Победа». Также по этому маршруту летают самолеты авиакомпаний Nordwind Airlines и S7. Согласно данным сервисов продаж билетов, тарифы колеблются от одной тысячи рублей до 25 тысяч рублей (бизнес-класс).