Лента новостей
Все новости Пермь
Арустамян сообщил об интересе «Зенита» к вратарю Гилерме Спорт, 18:14 Путин расширил упрощенный режим получения гражданства на весь Донбасс Политика, 18:10 В Верховной раде отказали Зеленскому во внеочередном созыве парламента Общество, 18:07 Грузия отказала в убежище подозреваемому в убийстве следователя Шишкиной Общество, 17:51 «Фонтанка» сообщила о задержании «друга Кудрина» в Петербурге Общество, 17:46 7 самых востребованных домашних гаджетов на новый лад РБК и Philips, 17:42 Бумажные паспорта в России прекратят выдавать в 2022 году Общество, 17:41 В Москве затопило Дмитровское шоссе Общество, 17:38 Госдума одобрила закон о единой системе обращения с опасными отходами Общество, 17:36 На Сицилии и в США задержали 19 членов влиятельного мафиозного клана Общество, 17:30 Дьявол в деталях: какие хитрые решения кроются в стенах бутиков Pro, 17:30 Глава Астраханской области инициировал 17 уголовных дел против чиновников Политика, 17:29 Суд оставил под арестом офицера «Альфы» из дела налетчиков из ФСБ Общество, 17:28 Суд приговорил мексиканского наркобарона Коротышку к пожизненному сроку Общество, 17:25
Пермь ,  
0 
Бизнес на парах: как в Перми зарабатывают на электронном курении
Рынку угрожают большая конкуренция и федеральная антитабачная кампания.
Фото: РБК Пермь

Министерство здравоохранения РФ разместило на своем сайте проект «Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2018–2022 годы и дальнейшую перспективу». Как сообщает РБК, документ ведомство передало на утверждение в правительство России. Как следует из антитабачной концепции ведомства, Минздрав запретит вейпы и кальяны в кафе, ограничит курение в коммунальных квартирах и в личных автомобилях. Также ведомство планирует повысить акцизы на сигареты и на «электронные системы доставки никотина» (вейпы и электронные сигареты).

Как заявил РБК Пермь член координационного совета по борьбе против табака при Министерстве здравоохранения РФ​ Виктор Зыков, оборот вейпов, как и обычных сигарет, должен регулироваться.

«Всемирной организацией здравоохранения уже доказано вредное воздействие вейпов, электронных сигарет и кальянов. У вейпов жидкость при нагревании выделяет вещества-канцерогены. По сравнению с классическими сигаретами вредных показателей меньше. Но еще много вопросов к ароматизаторам, которые используются в жидкостях. Не стоит отменять возникновение аллергических реакций. Самое главное — это никотиновая зависимость, а если вейп без никотина, то поведенческая привычка. Продукт требует регулирования», — уверен эксперт.

По данным 2Gis, сейчас в Перми работает несколько десятков кальянных, столько же вейп-кафе и магазинов по продаже электронных сигарет. Кроме того, примерно в трети ресторанов и кафе Перми предлагается кальянные меню.

Новый запрет может нанести очередной серьезный удар по и так падающему рынку электронных сигарет, считают участники рынка.

Воспарили над пропастью

Прибыль на пермском рынке вейп-шопов делят уже несколько десятков мелких игроков. По-настоящему серьезно этот рынок вырос за последний год, а первые небольшие магазины никотиносодержащих жидкостей и устройств для их потребления появились пару лет назад, отметил в беседе с РБК Пермь соучредитель вейпбара «Отто фон Клауд» Роман Быков.

Предприниматель увлекся вейпингом в 2015 году, увидев в нем альтернативу продажам стандартных табачных изделий.

«До этого электронные сигареты существовали, но устройства были низкого качества. Идея бизнеса появилась в апреле 2016 года, а уже 1 июля мы вместе с другом зарегистрировали ИП.  На тот момент в Перми существовало два-три специализированных вейп-шопа. Но одновременно с нами, буквально в считанные дни, открылось еще около четырех-пяти заведений.  А с середины по конец 2016 года был бум вейп-шопов. Открывались буквально каждую неделю», — пояснил Роман Быков.

Доходный пар

Первоначальные инвестиции в бизнес, по словам Быкова, составили около одного миллиона рублей — собственные сбережения. Они были потрачены на разработку бренда, ремонт помещения, а также на пополнение ассортимента девайсов и составляющих. «Срок окупаемости прогнозировали около года, но рынок внес свои изменения», — отметил предприниматель

«Заведение у нас одно. Мы изначально открывались как вейпбар — место, где можно не только купить девайс и жидкость, но и посидеть с друзьями, пообщаться, перекусить, выпить вкусный кофе или крафт. Основной продукт продажи в вейп-шопах — это жидкости для электронных сигарет и в меньшей степени сами устройства. Также всегда продаются расходные материалы и компоненты для изготовления своих жидкостей — «самозамесов», — говорит Быков. 

ГОСТов или других утвержденных стандартов качества в этой области в России нет. По словам экспертов РБК Пермь, каждый продавец разрабатывает свои стандарты и сам отвечает за качество и безопасность продукции, а производитель — добровольно сертифицирует товар.

Разовая продажа в бизнесе составляет от 1,5 до 4 тысяч рублей и более. В среднем выручка магазина в месяц в Перми составляет от 250 тысяч до 400 тысяч рублей, в зависимости от места нахождения и проходимости, и от 1,5 млн до 3 млн рублей в столичных регионах.​

Отправили в парную

Предложение на рынке непрерывно растет и значительно превышает спрос: выручка у многих игроков стала падать с начала 2016 года. 

«Связано это с высокой конкуренцией, изменением законодательства — приравнивание вейпинга к табаку, акцизы, дискредитация на телевидении перед обществом, общий экономический спад», — рассуждает Роман Быков.

Другие участники рынка с этим согласны — в ближайший год крупные игроки окончательно вытеснят мелких. По мнению руководителя магазинов «Вейпер» в Перми Виталия Крамера, рынок уже сформировался, а ажиотажа продаж также не планируется. Как пояснили участники рынка, чтобы держать вейпинг на подъеме, приходится продвигать его разными способами: от конкурсов до концертов и мероприятий.

Напомним, в России о необходимости как минимум регулировать рынок электронных сигарет заговорили в 2016 году. В Госдуме находится рассмотрение законопроекта, который фактически приравнивает вейпы к табаку: он запрещает «парение» в общественных местах и на транспорте, продажу устройств и жидкостей для них несовершеннолетним, а также их рекламу. Дополнительные налоги на участников рынка уже введены: с 1 января 2017 года взимаются акцизы — 40 рублей с каждой электронной сигареты и 10 рублей с каждого миллилитра жидкости, содержащей никотин. 

Игроки нашли решения проблемы и стали сотрудничать с крупными ритейлерами. Как сообщает РБК, в 2017 году в тестовом режиме продается жидкость для вейпов в сети «Перекресток».