Эксперты РБК Пермь оценили явку в день выборов
Прогнозы явки на избирательные участки, — единственный вопрос, оставшийся открытым накануне единого дня голосования. Исследования проводят как штабы кандидатов, так и независимые агентства.
Как пишет сегодня РБК, уровень явки будет в рамках региональной нормы, прогнозируют аналитики Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ). «Региональная норма» — это коридор между голосованием на выборах федерального уровня, например, в Госдуму, и регионального, например, в заксобрание, пояснил член совета директоров ЭИСИ Глеб Кузнецов.
В целом с момента возвращения прямых губернаторских выборов в 2012 году такие выборы с явкой менее 40% состоялись в 34 случаях, с явкой менее 50% — в 50 случаях. А наиболее конкурентные выборы — мэра Москвы в 2013 году и губернатора Иркутской области в 2015 году — прошли при низкой явке: 32,03% и 29,1% (в первом туре) соответственно, констатируют в ЭИСИ.
По данным РБК Пермь, сейчас все опросы показывают близкие значения явки 10 сентября 2017 года в Прикамье. Эксперты отмечают, что голосование покажет традиционные результаты — в сельских районах активность избирателей будет выше, чем в крупных городах.
Так, социологические опросы, проводимые штабами кандидатов в губернаторы Прикамья, показывают самый низкий результат — в мегаполисах, на уровне 28-31%, в сельских территориях — порядка 39-42%. Данные экспертного опроса ресурса Давыдов.индекс дают Пермскому краю в сентябре 43% явки.
«Сейчас сюрпризов, думаю, ждать не стоит. Явка в Пермском крае будет на уровне среднероссийской и в рамках региональной нормы», — считает Петр Быстров.
Собеседники РБК Пермь отмечают, что на привлечение внимания к выборам сейчас работает все, в том числе и активность «несистемной пермской оппозиции». Так, полагает член регионального штаба ОНФ Николай Иванов, на рост явки работают и те кандидаты, которых не зарегистрировали. «Олег Хараськин выпускает предвыборную газету — как будто является полноценным кандидатом. А Константин Окунев призывает своих сторонников идти на выборы и голосовать за технического кандидата», — говорит Иванов.
Быстров, при том, полагает, что влияние на явку от такой активности ничтожно мало. «А свои газеты они везде распространили, и в отдаленных территориях тоже? Или это только самопиар?», — спрашивает политконсультант.
«Если явка превысит 35 %, и особенно достигнет 40 %, думаю, это будет неплохим показателем. Сегодня задействована масса know how, направленных на повышение явки — даже если часть из них сработает, будет хорошо», — резюмирует Иванов.