В сезон около половины «турфирм» в Прикамье работают нелегально
В управлении Роспотребнадзора по Пермскому краю говорят, что заботиться о качестве своего отдыха в первую очередь должны туристы. «Туристу нужно убедиться, что организатор тура официально зарегистрирован в качестве юридического лица или ИП. Нужно выяснить, имеет ли он право заниматься этим видом деятельности, зарегистрирован ли в едином федеральном реестре туроператоров», — говорит эксперт отдела защиты прав потребителей Елизавета Тимганова. Она отмечает, что, если у организатора отдыха нет официальной регистрации, то в Роспотребнадзоре туристам помочь не смогут, действие закона о защите прав потребителей не распространяется на отношения между физическими лицами.
Доходы «любителей туризма»
Эксперты в сфере туризма говорят, что в сезон в отрасли активизируются нелегалы. Они работают как в организации внутреннего и активного туризма, так и занимаются перепродажей «горящих путевок». По мнению экспертов, на рынке активного туризма — организации походов, сплавов — не менее 70% организаторов не регистрируют как свой юридический статус, так и уж тем более — не значатся в федеральном реестре.
«Мы считали, прибыль при легальной организации сплава может быть порядка 50%. Здесь идет экономия на основных затратах — питании, проживании. Доходность при перепродаже туров или организации экскурсионных поездок ниже, между 10% и 30%», — поясняет Юлия Фирсина, генеральный директор «Пермского центра отдыха и туризма». Собеседница добавляет, что поскольку у нелегалов нет офиса, затрат на организацию работы предприятия, то их прибыльность может быть выше.
По словам экспертов отрасли, гиды, имеющие навык самостоятельно организовывать и проводить экскурсионные поездки, активно предлагают однодневные туры в исторические города Прикамья на предприятиях, школьникам. Предприятия сами «грешат» организацией поездок своих сотрудников «на юга» без привлечения профессионалов. В сезон активизируются продажи через систему avito и в социальных сетях «горящих» туров за границу, либо отдыха с хорошими скидками.
«Как правило, такой «приработкой» занимаются сами активные туристы, имеющие навык поиска дешевых туров и билетов в интернете. А потом к нам приходят туристы и говорят, что через интернет все намного дешевле», — говорит представительница одного из федеральных туроператоров.
Отдых «в тени»
«Мы не раз обсуждали эту проблему в том числе на совещаниях в региональном министерстве спорта и туризма. Нам говорят, что при выявлении случаев нелегальной работы на рынке нужно обращаться в полицию. Наверное, нам, как общественному объединению, нужно занимать более жесткую позицию по отношению к нелегалам», — рассказала РБК Пермь исполнительный директор Пермской туристической гильдии Елена Елагина.
Эксперт отмечает, что нелегалы, не обеспечивающие качество, комфорт, безопасность и защиту прав туристов, в итоге «набрасывают тень на всю отрасль». «Туристы часто только когда происходит что-то неприятное начинают изучать документы. И видят, что если договор и есть, то он оформлен на какие-то другие услуги. Что такое «организация сплава» или «экскурсионное обслуживание»? В договоре нет ни указания, какой будет предоставлен транспорт, сколько раз организовано питание», — дополняет Фирсина.
Присутствие большого числа нелегалов и «любителей туризма» в отрасли в том числе сказывается на поведении туристов. «Мы ощутили, что в 2017 году туристы по возвращении приходят и требуют компенсаций, возврата денег. Они не экономят при покупке тура, но отдохнув, заявляют претензии — даже если самолет задержался не более чем на два часа, или не понравился номер», — рассказала РБК Пермь Юлия Фирсина.
Право на отдых
В подразделении по защите прав потребителей Роспотребнадзора заявляют, что туристы приходят жаловаться и в надзорные органы. «Мы информируем обратившихся, что по вступившему с 1 января 2017 изменениям в ФЗ №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» они должны направить претензию в туристическую организацию, и только если организатор отдыха не ответил на претензию надлежащим образом, могут обратиться к нам», — говорят специалисты. При этом, нет никакой официальной статистики, удовлетворены ли претензии туристов организатором отдыха, либо они раздумали продолжать искать правду. В Роспотребнадзор повторно с жалобами обращаются единицы.
Эксперты отрасли говорят, что в 2017 году продажи как отдыха внутри России, так и за ее пределами растут, оборот будет подсчитан по окончанию сезона. При этом, растет и конкуренция между турагентами. Отрасль после кризиса и закрытия популярных направлений — Турции, Египта — начала возвращаться в активное конкурентное состояние. «Может, нелегалы и нужны, чтобы вырастить новые всходы, ибо, проявившись легально, сразу не выдержат тяжести всех обязательных платежей. Среди нелегалов тоже есть добросовестные и недобросовестные. И потребителям они вместе с услугами несут большие риски», — заключает Елагина.