Рынок общественного питания Пермского края упал на 14%
За первые восемь месяцев 2016 года оборот розничной торговли Пермского края снизился на 8,4%. Сильнее всего «просела» сфера общественного питания — 14975,2 млн рублей против 16188,0 млн рублей за аналогичный период 2015 года.
На обороты ресторанов премиум класса могли повлиять два фактора: снижение платежеспособности посетителей и введенные санкции. По словам генерального директора ресторана-бара «Облака» Станислава Рыжука, дорогие рестораны фиксируют рост объема выручки, который складывается из увеличения гостей и роста среднего чека. «Мы объясняем это сразу рядом причин: наличие у нас и клуба, и ресторана, и летней террасы, правильным управлением и хорошим пиаром. Вторая причина это появление большего количества постоянных гостей. Летом наша терасса практически всегда была заполнена теми, кто остался в городе в такую жару, - отмечает С.Рыжук. - Кроме того, за этот год закрылось сразу несколько заведений, и поток их клиентов распределялся по другим ресторанам».
Заведения, рассчитанные на потребителя среднего уровня, почувствовали некоторый спад. «Снижение показателей выручки по сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдалось в летние месяцы. Но, по моему мнению, связано это в большей степени с жарким летом 2016 года в Перми, а не с какими-то изменениями в макроэкономической ситуации,» - отмечает директор по развитию сети ресторанов «Национальная кухня» Ирина Соснина. Изменение этих показателей, по мнению Ирины, не заставит себя долго ждать: «Впереди ноябрь – месяц, в котором наравне с мартом обычно наблюдается пик продаж».
Не оправдали себя ожидания владелицы столовой «Ниана» Нины Андриановой: с приходом осени гостей не становится больше. «В прошлом году на завтрак к нам приходило 20-30 посетителей, то теперь их всего 2-3, в обеды ситуация примерно такая же, - говорит Н.Андриянова. - Эти обстоятельства ведут нас к подъему цен, но пока этого делать мы не собираемся».
По мнению президента общественной организации «Пермская ассоциация кулинаров» Ларисы Плакхиной, многие рестораторы говорят о снижении выручки после закрытия летников и веранд. «Падение рынка на 14% нельзя списывать на летний период, - говорит она. - Дело в экономическом положении страны. Я ожидаю, что обороты не начнут расти с возвращением какой-то части населения с дач. Как и в прошлом году, ситуацию не изменит и празднование Нового года. Сейчас все стремятся экономить. Компании не проводят роскошных корпоративных праздников, молодожены экономят на проведении свадеб, те, кто раньше ходил в дорогие рестораны, теперь предпочитают заведения с более доступными ценами и качественной кухней».
Говорить о том, какой класс заведений потерял большую часть оборотов индустрии общественного питания региона, трудно. По словам Ларисы Плакхиной, такими данными она не владеет, а месячный оборот какой-то столовой может быть равен одному — двум дням работы элитного ресторана.