МЭФ'19 в Перми: эксперты обсудили проблемы экспорта услуг из России
На площадке «Невидимый экспорт: услуги» в рамках Межрегионального экспортного форума в Перми обсудили потенциал развития российского экспорта услуг и инструменты его поддержки. Федеральные эксперты рассказали о тенденциях в развитии экспорта услуг: новых рынков не было обозначено, зато специалисты озвучили перспективные направления для отраслей.
Кино и туризм
Директор департамента развития и регулирования внешнеэкономической деятельности Министерства экономического развития РФ Лилия Щур-Труханович рассказала о федеральных тенденциях в данной сфере.
«Нами заявлена стратегия по экспрту услуг, она утверждена в августе. Мы видим, как глобально меняется экономика мира – услуги начинают занимать больший процент, чем товарное производство. Оно не заменяет его, но держится вокруг него плотным кольцом. Мы все эти тренды исследовали, и на них строилось целеполагание и стратегии. Стратегия – установление нулевого НДС при экспорту услуг, минимизация валютного контроля, создание виртуальной зоны для анти-компаний, получение налогового вычета для расширения. Программа льготного кредитования в сфере экспорта услуг – предоставляется выгодная льготная ставка. Кроме того, в стратегии мы планируем решить проблему сертификации, в частности – в медицинской отрасли и IT-продуктах», – сказала директор департамента.
По словам Лилии Щур-Труханович, кроме того, федеральные власти хотели бы, чтобы в Россию приезжали с запада снимать фильмы группы киностудий из Голливуда и других. «В связи с этим мы прорабатываем меры по опрощению и поддержке организаций по съемкам в России», сказала Лилия Щур-Труханович.
Елена Лысенкова, представляющая Федеральное агентство по туризму, к 2024 году на въездной туризм должно приходиться 15 млрд – в соответствии с указом Президента (из общего объема экспорта услуг). Сейчас Россия занимает менее 2% в общем объеме туристических путешествий.
«Сейчас ряд кинокомпаний уже проявили интерес к тому, чтобы снимать какие-то картины в России. Наша задача – субсидировать приезд туристов, которые обычно тратят 900 и больше долларов за поездку: из Германии, Изриаля, США, Японии и Кореи. И еще главное – чтобы туристы ехали в глубинку, а не только в Москву и Санкт-Петербург – по всему миру идет упрощение визового режима, и мы тоже не исключение. Сейчас уже 10% населения в мире могут получать электронную визу – всего три года назад этот показатель был 7%. Такая система была внедрена во Владивостоке – по таким визам представители других стран могут до 8 суток могут находиться на территории РФ. С 1 июля действуют такие же меры в Калининграде. И мы видим в связи с теми мерами прирост на 14% новых гостей: «легкая» виза – и больше народа. с 2021 года мы начнем выдавать элеронные визы многоцелевые и легкие для прибытия туристов для всю территорию страны, а также многократные визы такого формата», – сказала Елена Лысенкова.
И, по ее словам, здесь многое в руках регионов, ведь маркетинг является главной составляющей в вопросе привлечения в Россию иностранных туристов.
Экспансия образования на Запад
Начальник отдела координации региональной цифровизации, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Анна Гущина рассказала о возможностях цифровизации применительно к экспорту услуг.
«Как цифровизация создает пространство и возможности для экспорта? У нас всего подписано несколько нацроектов, из один из них – Цифровая экономика РФ. Они [цифровые технологии – авт.] широко применяются в организации образования (проектные работы, дистанционное обучение, консультации по скайпу), в бизнесе (внедрение искусственного интеллекта и так далее), культура (создание виртуальных площадок). Власть должна способствовать формированию площадок», – считает Анна Гущина.
Доцент кафедры менеджмента МГИМО Алексей Бондаренко считает, что остается перспективным экспорт услуг в образовании, и в этом направлении нужны новые шаги.
«Экспорт образования – это открытие филиалов российский университетов за рубежом, создание электронных курсов и цифровизация контента. И третий путь экспорта образовательных услуг – это привлечение к обучению иностранных студентов. Мы видим большой интерес иностранных студентов. За 15 лет количество иностранных студентов удвоилось. До 2024 года мы должны достичь показателя в 700 тыс. [иностранных – авт.] студентов. В США, кстати, сейчас учатся 740 тыс. иностранных студентов (в России сейчас – порядка 200 тыс. или чуть больше)», – сказал Алексей Бондаренко.
По его словам, в образовании сейчас не достаточно курсов по английскому языку, чтобы россияне и иностранные студенты могли бы общаться на одном языке. Вторая проблема – это инфраструктура, третья – это «низкая публикационная активность» наших ученых в иностранных изданиях.
Алексей Бондаренко сказал, что сейчас в МГИМО учатся 1,5 тыс. иностранных студентов – это пятая часть от общего числа общающихся в учебном заведении. МГИМО намерен также открыть филиал в Узбекистане: там спрос превышает предложение, так как за несколько лет там население стремительно увеличилось на 8 млн человек. Этот недостаток образовательных услуг могут обеспечить российские учреждения.
«Мы должны больше создавать электронных курсов: у нас в контракте для преподавателей есть пункт, по которому мы их поощряем за создание информационных курсов для студентов», – говорит Алексей Бондаренко.
Однако, по его словам, российское образование не знают за рубежлом, хотя оно имеет хорошие конкурентные преимущества – приемлемую стоимость и достойное качество. По словам эксперта, сейчас федеральный минобр уделяет много мнения российскому образованию и созданию собственных брендов российских учреждений.
Статистика – ожидаемо в пользу Москвы
Заместитель генерального директора АНО «Московский экспортный центр», руководитель направления «Экспорт услуг» Виталий Степанов рассказал об экспорте услуг на примере Москвы.
«61% от общероссийского показателя лег на Москву. По поводу выручки от экспорта услуг – всего по стране к 2024 году поставлен ориентир – порядка 100 млрд. Средний российский показатель [прироста экспорта услуг к 2024 году – авт.] должен составить 108%, а в Москве – 262%, – сказал Виталий Степанов. – Сейчас мы совершаем несколько шагов в направлении наращивания туристического трафика. У нас, к примеру состоялись, бизнес-миссии по различным аспектам (в частности по кинопроизводству), которые помогают наращивать экспортные контракты».
Также Виталий Степанов сказал, что имеет значение качество сервиса, который получают компании, приезжающие в Москву. Именно для этого принимающая сторона организовывает выставки, на которых представлены участники рынка, которые хотели бы быть задействованы в экспорте услуг.