Пермские политологи высказались о письме Теодора Курентзиса
Теодор Курентзис в опубликованном на сайте Пермского театра оперы и балета письме поблагодарил краевую власть за «полнейшее непонимание, отсутствие трепета и чуткости». «Власть, естественно, ничего не поняла. Естественно. Для тех, кто сведущ в истории, это очевидный факт: такова и есть функция власти — не понимать. Да и понимание на самом деле не является особой привилегией, если отсутствует чувствительность», – написал маэстро. По просьбе РБК Пермь пермские политологи поделились мнениями о том, что скрывается за посланием именитого худрука.
Не губернатору, а элите
«Я бы не стала связывать адресата «пермская администрация» с конкретной фигурой Максима Решетникова», – говорит политконсультант Людмила Ознобишина.
Она отметила, что Теодор Курентзис «сыграл мощный «дембельский аккорд» в адрес краевых властей». «За 8 лет маэстро познакомился с управленческими моделями трех губернаторов. И, хотя губернаторы менялись, львиная доля пермской политической элиты – это одни и те же люди. Они меняют должности на разных уровнях власти, посты, но остаются здесь. Олицетворяют власть. Именно пермской политической элите, которая оказалась не способная создать новую, развивать существующую культурную институцию были адресованы слова Теодора. Такова пермская действительность», – говорит Людмила Ознобишина.
По словам Людмилы Ознобишиной, задача властей была – создавать условия, но эта функция не была реализована. «Наблюдая за работой органов власти, у меня так и не сложилось мнения, что в крае есть лоббисты культурной политики. Что строительство новой сцены, новой галереи нужно еще кому-то кроме кучки пермяков и приезжих звезд», – говорит политконсультант. Она назвала письмо Теодора Курентзиса «диагнозом» политическим элитам, которые «всегда переживут очередного культрегера, считая расходы и обсуждая проекты», «вместо того, чтобы создавать новые смыслы и строить здания. Тратят на то, что понятно. Шоссе Космонавтов и аэропорт понятны. А культура как была, так и осталась чуждой и непонятной материей. Нет лоббистов, нет заказчиков. Се ля ви», – подытожила Людмила Ознобишина.
«Разговор со зрителем»
Политолог Олег Лысенко назвал письмо Курентзиса «прекрасным и красивым текстом». «Адресован он [текст] аудитории театра, миру – не случайно здесь рассуждения о ценностях и целях, отсылки к метафизике. Повод тут, так сказать, отступает на второй план. А на самом деле это обращение к Перми. Это разговор со своим зрителем, который его полюбил. Это очень мягкая, трепетная просьба не к власти, а к кругу людей, на который Теодор всегда ориентировался – сохранить то, что было начато. Для него очень важно, чтобы здесь что-то продолжалось, чтобы потом он смог на это смотреть без горечи и с гордостью», – говорит Олег Лысенко.
В письме Теодор Курентзис поблагодарил экс-губернатора Прикамья Олега Чиркунова, которого, по его словам «всегда вспоминает с большим уважением». Именно при Олеге Чиркунове в 2008 году началась так называемая «культурная революция», при которой был организован пермский Музей современных искусств, развивалось современное театральное направление и был организован фестиваль «Белые ночи». «Пермский культурный проект должен был сделать из культуры один из ресурсов экономического развития региона. Логика Чиркунова была проста – надо сделать хорошие университеты, театры и так далее. Российские заводы не совсем конкурентоспособны в мире, и губернатор не может развивать заводы, это дело бизнеса. А вот сделать город привлекательным для людей которые экономически выгодные региону – молодых профессионалов – это другое дело», – заметил Олег Лысенко.
Ранее РБК Пермь сообщал, что 27 июня на сайте Пермского театра оперы и балета было опубликовано обращение к коллективу учреждения. По словам Курентзиса, все эти годы труппа «находилась в постоянной гонке», но это «не была гонка за обладанием наградами».
Полномочия Теодора Курентзиса закончатся осенью 2019 года. Худрук сосредоточится на дальнейшем развитии оркестра и хора musicAeterna. При этом Теодор Курентзис останется художественным руководителем Международного Дягилевского фестиваля в Перми.