Перейти к основному контенту

Недвижимость

Для сдачи в аренду

получать пассивный доход

Для продажи

сохранить сбережения

На будущее

сформировать наследство

Новости без COVID-19 ,  
0 

Перерасчет за коммуналку: что изменили поправки в Жилищный кодекс?

Нововведения «сместили акценты» во взаимоотношениях между управляющими организациями, по поставщиками ресурсов и собственниками квартир.
Фото: архив РБК Пермь
Фото: архив РБК Пермь

С начала года и до 15 декабря Инспекция государственного жилищного надзора по Пермскому краю (ИГЖН) взыскала в интересах собственников квартир более 9 млн руб. в качестве перерасчетов за коммунальные услуги. Одна часть из них касается некорректных тарифов, другая – перерасчетов платежей за услуги, оказанные некачественно. Эта часть взысканий остается актуальной из-за трудностей, с которыми сталкиваются собственники квартир, когда пытаются защитить свои интересы.

С 7 ноября 2020 года вступили в силу изменения в статью 157 Жилищного кодекса РФ. Перерасчет потребителю будет осуществлять исполнитель коммунальных услуг. В случае прямых договоров перерасчет производит ресурсоснабжающая организация (РСО, поставщик ресурсов). Если же он выполнял свои обязанности надлежащим образом до наружной стены дома, то компенсировать РСО расходы, понесенные при перерасчете платы, обязаны управляющие компании или ТСЖ.

«Поправки, по сути, упрощают порядок предоставления компенсации собственникам или арендаторам жилья. Теперь, в случае фиксации факта оказания услуг низкого качества или с перерывами, жильцы смогут получить перерасчет, не дожидаясь выяснения, в чьей зоне ответственности – поставщика ресурсов или управляющей организации – произошел сбой. Компании в свою очередь будут заинтересованы в более оперативном устранении проблем», – комментировал изменения в Жилищный кодекс заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Максим Егоров.

Эксперты считают, что данные изменения не так значительно скажутся на текущей ситуации с перерасчетами, но серьезно упрощают ситуацию для собственников квартир.

«Порядок размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, были установлены ранее и прописаны в 354 Постановлении, действуют уже много лет. Поэтому трактовка в духе «наконец за некачественную воду, отопления потребители получать перерасчет», не совсем верна. Потребность в таких поправках возникла в связи с тем, что в настоящее время исполнителями коммунальных услуг стали ресурсоснабжающие организации, ранее были управляющие компании и ТСЖ. Расчет стоимости, выставление квитанций производит непосредственно ресурсоснабжающая организация», - пояснила РБК Пермь генеральный директор управляющей компании «КОД» Инга Миронова.

Зоны ответственности

В УК пояснили, что РСО отвечает за поставки коммунальных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома. Данная граница находится, как правило, или по наружной стене дома, или у первого запирающего (ограничивающего) устройства, где устанавливается общедомовой прибор учета, фиксирующий параметры. Вся внутренняя система трубопроводов дома относится к общедомовому имуществу, находятся в зоне ответственности обслуживающей организации (ТСЖ или УК).

Потребители получают коммунальную услугу у себя в квартире (в точке водозабора или от приборов отопления). Таким образом, возникает справедливый спор, в случаях нарушения качества коммунальных услуг, кто виновен в таком нарушении – ресурсоснабжающая организация или организация, ответственная за обслуживание общедомового имущества.

«Изменениями в ст.157 Жилищного кодекса РФ утвердили, что за все отвечает исполнитель коммунальных услуг и это логично: так как квитанции выставляет именно он, то и перерасчет может сделать только он. Если же причина ненадлежащего качества коммунальных ресурсов – внутридомовые сети, то обслуживающая организация компенсируют расходы ресурсоснабжающей организации за перерасчет жителям», – сообщили в УК.

Успеть за два часа

В случае некачественного оказания услуг потребитель должен уведомить об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя в письменной форме или устно (в том числе по телефону) о нарушениях. Теперь время проверки назначается не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время. Как правило, представитель исполнителя коммунальной услуги не сможет (или не захочет) в течение 2 часов выйти на место. В этом случае потребитель вправе составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг в отсутствие исполнителя, т.е. самостоятельно, но с учетом требований определения качества коммунальных услуг и с использованием измерительных приборов, которые соответствуют стандартам (ГОСТов, проведена поверка). Акт подписывается не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома.

Трудности доказательства

«Сложность определения и фиксации ненадлежащего качества коммунальных услуг, отсутствие у собственников индивидуальных приборов учета (ИПУ), фиксирующих качество коммунальных услуг приводит к тому, что изменении размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества происходит, к сожалению, крайне редко», – отметили в управляющей компании.

С этим согласен и кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и прокурорского надзора Пермского государственного национального исследовательского университета, эксперт в сфере ЖКХ Виталий Степанов.

«По существу, речь идет скорее о процедурных изменениях, нежели содержательных. В действительности, основные проблемы в плане получения перерасчета за некачественные коммунальные услуги – это доказывание факта и периода их предоставления в таком виде, а также определение размера перерасчета. Скажем, наиболее распространенной в этой сфере проблемой для Перми, а возможно и для страны в целом, является несоответствующая требованиям (60-75 градусов С) температура горячей воды. Ключевой вопрос, который возник в практике по этому поводу – как читать термин «расчетный период». В правоприменении существуют два подхода: при первом расчетный период – день, при втором – месяц. В зависимости от того, какой из них применяется, размер перерасчета может отличаться в 30 раз!», – утверждает юрист.

Таким образом, для собственников теперь не важно, кто в итоге оказал услугу некачественно, управляющая организация (УК, ТСЖ) или же РСО. Даже если вина лежит на управляющей организации, теперь РСО обязана произвести перерасчет, если в владелец квартиры или их арендатор смог правильно зафиксировать факт оказания некачественной услуги. Уже после этого управляющая организация и поставщик будут разбираться между собой, кто из них должен возмещать разницу после перерасчета. С учетом того, что в масштабах региона суммарно суммы перерасчетов могут выливаться во внушительные суммы, УК и ТСЖ предстоит серьезно побороться за свои интересы, а также принять меры, чтобы эффективно содержать имущество и не допускать потерь. Не исключено, что в итоге судебных процессов по взысканию перерасчетов с участием собственников квартир станет меньше, а между управляющими организациями и РСО – вырастет.

Видеокадры с задержанием человека, стрелявшего в премьер-министра Словакии

Полное видео со встречи Путина с командующими войсками военных округов

Минобороны сообщило о взятии Работино

Raiffeisen получил предупреждение от Минфина США из-за сделок с Россией

Зеленский отложил все международные поездки из-за сложной ситуации на фронте

Президент Чехии призвал остановить боевые действия на Украине и начать переговоры

Мишустин провел первое заседание правительства в обновленном составе. Видео

Севастопольцев предупредили о рассыпанных по городу суббоеприпасах ATACMS

«Пиратские» фильмы вернулись в прокат российских кинотеатров

Льготная ипотека на вторичное жилье: кто сможет ею воспользоваться

«Сургутнефтегаз» предложил одну из самых высоких дивдоходностей. Сколько заплатит компания

На Сахалине нашли капсулу времени. Фото

Генерал Лапин получил новое назначение

Инвесторам придется проходить еще одно тестирование. Предложение ЦБ

Баффет вложил $6,7 млрд в загадочную компанию. Что это за бизнес?

Авторы
Теги

Недвижимость

Для сдачи в аренду

получать пассивный доход

Для продажи

сохранить сбережения

На будущее

сформировать наследство

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 16 мая
EUR ЦБ: 98,83 (+0,16)
Инвестиции, 15 мая, 16:33
Курс доллара на 16 мая
USD ЦБ: 91,26 (-0,1)
Инвестиции, 15 мая, 16:33
Все новости Пермь
В Москве задержали похитивших сотрудника стройкомпании из-за конкуренции Общество, 16:28
Курс Ethreum к биткоину снизился до минимума за три года. В чем причина Крипто, 16:18
Нидерланды отказали России в аккредитации делегации на конференцию ЮНЕСКО Политика, 16:17
Путин описал отношения с Китаем фразой «братья навек». Видео Политика, 16:12
На Украине отменят бронь для доставщиков еды и букмекеров Политика, 16:08
Глицин не поможет: как бороться с провалами в памяти Pro, 16:08
SOTA media признали нежелательной организацией Политика, 16:02
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
АКРА понизило рейтинг расчетного центра СПБ Биржи Финансы, 16:01
Канны-2024: что-то старое, что-то новое, что-то заимствованное Стиль, 16:00
В Карелии 21 мая откроется форум-выставка натурального камня Отрасли, 15:52
Интерпол назвал дату получения Иланом Шором российского гражданства Политика, 15:49
Российский флот обнаружил и уничтожил морские дроны, шедшие к Крыму Политика, 15:47
В Белоруссии заявили, что их нейтральные спортсмены «поют гимн в душе» Спорт, 15:41
В Росавиации назвали причину закрытия аэропорта в Ставрополе Общество, 15:37