Московские операторы рассказали, как улучшить туры по Пермскому краю
Ростуризм организовал для представителей федеральных туроператоров и СМИ, которые пишут об отрасли, ознакомительный тур в Пермский край. Несколько дней в регионе гостили представители ООО «Проект Ретропоезд», ООО «Анкор Трэвел», ООО «Векша», ООО «Триумф», ООО «Багира», компании «Виадук тур» и ООО «Старый город». За пять дней они побывали в Перми, Кунгуре, Белой Горе, Соликамске, Чердыни и Ныробе. Их познакомили с местами, связанными с императорским домом Романовых, местной культурой и верованиями народов, населяющих регион, блюдами уральской кухни. Они посетили Кунгурскую Ледяную пещеру, единственный в мире музей деревянного промышленного зодчества (Хохловка) и т. д.
Одновременно по региону путешествовали представители федеральных СМИ, которые рассказывают читателям о туристической отрасли в России. Журналисты изданий «Elle», ИД «Комсомольская правда», «Новый Взгляд», журнала «Аэрофлот», Time-out, «Туристер» и «Туризм и Отдых» побывали в Перми, «Хохловке», Кунгуре, Губахе и Соликамске. В программе их визита в том числе было много экскурсий, во время которых журналистам рассказали, как связан с Пермью «Танец с саблями» Хачатуряна, откуда взялось название «Коктейль Молотова», побывали в Каменном городе и т. д.
В последний день визита в Прикамье региональные туроператоры рассказали столичным гостям о своих продуктах. Часть из них местные компании уже успешно продают, некоторые пока находятся в стадии проработки. Среди них – проект, связанный с уникальным явлением – «Оханским метеоритом», Визит-центр в Губахе с его эксклюзивными маршрутами на территории КУБа, уникальные туры для иностранцев по территории региона, краткосрочные сплавы для школьников и т.д.
В финале поездки федеральных экспертов в регион прошло итоговое обсуждение всего, что им удалось увидеть в регионе. Перед участниками стояла задача обменяться мнениями о том, что нужно сделать представителям туристической отрасли региона, чтобы въездной туризм стал хорошо растущим сегментом экономики края. И журналисты, и представители туроператоров сказали много добрых слов об отзывчивых жителях края, уникальных памятниках природы, архитектуры и истории, находящихся на его территории, о хорошо проработанных историях, уникальных музеях и экспозициях.
Хорошо упакованный продукт
Из того, что успели увидеть, гости дали самую высокую оценку Кунгурской ледяной пещере. По их словам, этот туристический продукт со всех сторон правильно «упакован», начиная от предлагаемых спектров экскурсий, заканчивая инфраструктурой (гостиницей и т. д.).
Эксперты отметили, что удаленность от столицы России создает сложности для продажи туров в Прикамье, так как «транспортная составляющая» в этом случае делает поездки очень дорогими. С другой стороны, по словам экспертов, у региона есть преимущества, которые, если их грамотно подавать и продавать, могут стать точками притяжения большого числа туристов со всей страны – уникальные природные памятники и т.д. При этом, по словам гостей, в регионе, как и во многих других субъектах РФ, страдает инфраструктура: например, если туристы едут вглубь региона, по пути следования нет нормально обустроенных туалетов, мест стоянок и т. п. Кроме того, важную роль играет и места отдыха во время путешествий: после осмотра памятников природы туристам важно отдохнуть в комфортных условиях маленьких гостиниц или гостевых домов, а таких мест в районах Прикамья на сегодня не очень много.
При обсуждении журналисты федеральных СМИ обратили внимание на то, что Каменный город, уникальный природный памятник на севере края, находится в неухоженном состоянии. Дорожку, по которой ходят туристы, необходимо переобустроить, из-за безответственного отношения посетителей некоторые деревья через несколько лет могут погибнуть, а сами скальные массивы постепенно разрушаются и могут быть потеряны.
В путешествия едут за впечатлениями
Федеральные эксперты обратили внимание на то, что в конечном итоге любой турист запоминает о путешествии эмоции, поэтому в гостеприимстве важно предусмотреть все детали, из которых в итоге складываются впечатления. Например, на примере горнолыжного курорта «Губаха» обсудили, что продавать туда туры на федеральном уровне пока преждевременно, так как на самом курорте пока достаточно мало мест для продевания (их чуть более сотни, включая и места класса «комфорт», и хостел). Кроме того, добираться в Губаху пока не очень удобно: «Горнолыжный экспресс» («Ласточка», запущенная в прошлом сезоне), ходит только по выходным, и в эти дни курорт принимает у себя большое число жителей краевой столицы. В другие дни гости могут добраться туда только с помощью организованных трансферов из Перми автобусами – это не самая удобная логистика для гостей из соседних регионов.
В качестве еще одного из примеров, приведенных столичными туроператорами, – дорога из Чердыни в Ныроб, которая в настоящее время находится в плачевном состоянии. Туроператоры отметили, что, предлагая в рамках императорского тура поездку в Ныроб, нужно либо привести дорогу в нормальное состояние, либо пока не возить туда гостей, чтобы не портить общие впечатления от поездки.
Отметим, что многие вопросы, которые подняли гости из столицы, в Пермском крае уже в стадии решения. Например, региональные власти уже занимаются решением проблемы с ремонтом дороги из Чердыни в Ныроб.
Эксперты отметили, что в регионе на разных стадиях проработки находится большое число туристических проектов, перспективных для въездного туризма. Но они порекомендовали не заниматься всеми сразу, а лучше отшлифовать, довести до ума, до идеального состояния те из них, которые уже максимально готовы, а потом постепенно добавлять в линейку предложений новые.
В целом финальное обсуждение было далеко от критики работы туристической отрасли и правительства региона: скорее. Это были некие практические рекомендации, которые федеральные эксперты увидели «со стороны», а местные представители отрасли могут их учесть и использовать в будущем.
Сусанна Старцева, генеральный директор ООО «Проект Ретропоезд», руководитель комиссии РСТ (Российского союза туриндустрии) по железнодорожным перевозкам:
«Мы, как туроператоры, знаем много о том, что в ПК реализуется много событийных мероприятий. Мы бы хотели, чтобы на эти мероприятия местные туроператоры могли принимать туристов от 1 человека [а не большими группами – РБК Пермь]. Но для того, чтобы эти «сборки» (даже если идут не на событийные мероприятия) не были убыточными для туроператоров, было бы хорошо, если бы региональные власти предусмотрели какое-то субсидирование – либо в транспортной составляющей, либо где-то еще. Это важно для поддержки, потому что Перми не хватает продвижения.
Что касается реализуемой в регионе программы «Династия Романовых в истории Пермского края» – если его доработать и принять его советом, который существует при Ростуризме, то это было бы очень сильно. Маршрут уже есть, но, если когда он стартовал, он был представлен как цепочка трагических моментов в судьбе Романовых, то сегодня концепция поменялась, и маршрутом стараются воспитать патриотизм в контексте государственно-политического, экономического, научного и культурного развития России в имперский период. Это значит, что можно в императорский маршрут включать и промышленную составляющую, и все другие элементы жизни, которые присутствовали и получали развитие в тот период.
У вас в Перми есть две туристические линии, зеленая и красная: я предлагаю провести золотую по точкам императорского маршрута, и не только в Перми, а, может быть, во всех 19 регионах [точки, связанные с династией, имеющихся на туристической карте России – РБК Пермь] – почему нет?
Промышленный туризм, который сейчас активно развивается в стране – это конек, который Прикамью надо использовать. В одном из регионов успешно продают тему, связанную с Демидовым – краю продавать туристам то, что связано со Строгоновыми, сам бог велел, и бефстроганов надо добавить к гастрономическим брендам региона.
В предложенных нам продуктах нам не хватило водной составляющей – нам бы хотелось видеть в маршрутах водную прогулочную составляющую по реке Каме, нужно использовать этот ресурс.
Стоит обратить внимание и на кибертуризм: я считаю, что регион должен «переделать» свой большой минус (расстояния, удаленность от центра России) в свой плюс. Потому что вот эти IT-возможности можно использовать «на перегонах». Ну то есть в периоды, когда группа туристов едет по маршруту из точки в точку, можно вовлекать туристов в некую игру с помощью технических возможностей. Нужно, чтобы край помог туроператорам в этом, чтобы они имели возможность скачивать видео или брать оборудование на прокат по приятным ценам в качестве дополнительного сервиса».
Елена Попова, генеральный директор ООО «Старый город»:
«Мы работаем в отрасли с 1992 года, с 2014 года занимаемся въездным туризмом, и нас, конечно, интересуют комплексные комбинированные экскурсионные программы. Мы это проецируем на категорию своих клиентов, которым это интересно, и которые привыкли к определенному формату. В этих турах всегда присутствуют несколько компонентов – «почувствовать», «попробовать», «увидеть», «окультуриться», «послушать», «узнать» и т. д. В Пермском крае есть большое число всех этих компонентов – здесь можно сделать хороший, европейского уровня турпродукт, и он уже есть – просто надо подлакирировать немножко. Мы не все видели, к сожалению, это повод вернуться, и это хорошо, что нам хочется вернуться.
В первую очередь мне очень понравился город Пермь – здесь есть живое городское пространство, возможность комфортно себя почувствовать, гуляя по его улицам, посетив несколько музеев и т.д. Что касается города – чувствуется что есть концепция – зеленые и красные линии маршрутов – это прекрасно, просто великолепно! Набережная – надеемся, что она будет дальше развиваться. Видно, что люди очень любят свой город, и активно пользуются ее инфраструктурой.
Картинная галерея – очень хорошая, очень ценная и прекрасная. Но, как выяснилось, значительная часть работ не экспонируется, находится в фондах и запасниках, и это безумие. Нужно найти помещение, и выставить самое ценное. Даже если в регионе пытаются решить эту проблему – можно найти какое-то временное решение, которое мы и предлагаем: возьмите пример с Новой Третьяковки, которая выставила экспонаты вдоль набережной, а у вас она большая [московские туроператоры знают о планах строительства нового здания для галереи, и предлагают временное решение – РБК Пермь].
Мне не хватило воды, причем не экстремальных сплавов, а простых прогулочных корабликов, по образцу питерских… Ведь Пермский край для туристов – это, прежде всего, природа, и впечатления туристов нужно обязательно дополнять возможностью увидеть все это с реки.
Соликамск и его тема соли очень хорошая, и логистика очень удобная. Очень хороший, уникальный музей соли, но эту соль ко всему прочему хочется ощутить кожей. Пробить какую-то соляную пещеру, в которой можно было бы остановиться (хотя это, конечно, вопрос инвестиций). Там же бьет настоящая живая вода – может быть, поставить спа, в котором соль будет бить из под земли, или купель – туристам нужны ощущения. Надо больше работать с местной промышленностью, и иногда руководство региона на административном уровне может сформулировать запрос, который предприятия в итоге смогут удовлетворить.
Что касается мест, связанных с Романовыми и царской семьей: получается так, что эта тема новых русских земель должна быть выставлена Пермским краем в качестве бренда. Почему сюда приезжал император, почему здесь тогда возник центр всего современного общества того времени (началась промышленная революция, появился капитал), и этот регион стал представлять интерес для инвестиций. И регион можно так и подавать – что Пермский край – это и есть та самая Россия, с которой началось развитие в том числе и Сибири тоже. Вокруг этого можно построить даже не маршрут, а целую тему. Кроме того, так называемый императорский маршрут можно было бы включить в межрегиональный блок вместе с Екатеринбургом и Тюменью – пусть не в кластер, но их можно было бы продавать вместе, как объединенный маршрут. С учетом предстоящих 300-летий Перми и Екатеринбурга этот маршрут может хорошо прозвучать на всероссийском уровне.
Туалеты и инфраструктура – это беда всего российского туризма. Тут я по примеру Московской области могу рассказать: там просто собрали экспертный совет из дорожников, туроператоров, транспортников и представителей власти. Они вместе выезжают на маршрут, операторов спрашивают, что им нужно, чтобы было комфортно возить туристов. Те отвечают – здесь туалет на 18 кабинок, здесь – оборудовать парковку под стоянку автобусов, в этой точке организовать кафе и т.д. Как правило, это делается вблизи заправочных станций, так как там уже имеется вся инженерная инфраструктура и коммуникации. И у ваших туроператоров тоже есть понимание всего этого.
Надо больше говорить про регион, потому что мы все-таки мало знаем про Пермский край: Екатеринбург, Тюмень – они больше на слуху».
На часть из вопросов при обсуждении ответил Константин Тиминский, директор Государственного автономного учреждения Пермского края «Центр развития туризма»:
«В части водной составляющей – у нас есть прогулочные караблики, которые ходят в пределах краевой столицы и в Пермский район, мы готовы показывать города с реки, но в этом году из-за санитарных ограничений они не используются. В крае есть целый проект по развитию речного туризма, в планах реконструкция причальных стенок, новые туры, реконструкции набережных – все это в планах.
Что касается кибертуризма – у нас прямо сейчас идет съемка 10 промороликов в формате 360 с самыми классными объектами. Мы их «положим на карту», и человек, надев очки, сможет виртуально побывать там. Этот проект мы презентуем на форуме «Отдых», который пройдет в инновационном центре «Сколково» в Москве 8 – 10 сентября, а затем, 12 сентября, покажем на нашей туристической ярмарке на заводе Шпагина. Это будет доступно: так мы делаем это на бюджетные деньги, не предполагается брать оплату с туроператоров, которые будут эти ролики потом использовать.
Кроме того, Агентство по туризму и молодежной политике Пермского края запустило так называемые аудиты туристических маршрутов в районах Пермского края. Уже съездили в Осу и в Нытву, всего в этом году их запланировано провести в девяти муниципалитетах. В рамках аудита полностью разбирают, какие есть проблемы – где нужны туалеты, парковки и т. д. После этого будет создаваться комплексный план – схема, что нужно оперативно сделать для туристов с выделением необходимого финансирования и т.д.
Что касается Каменного города, то буквально лет 10 назад там не было ничего, а вот эта дорожка, о которой вы говорите, установлена там года два назад. Руководство края уже одобрило вариант развития этого проекта с привлечением инвестора, который там все обустроит, и будет брать экологических сбор».
По словам Константина Тиминского, в сентябре в Пермский край вновь приедут представители отрасли со всей России. В этот раз визит будет более многочисленным (порядка трех десятков экспертов) – их опыт и рекомендации в дальнейшем также будут учитывать в регионе.
Более подробно о планах руководитель Центра развития туризма рассказал 17 августа в программе «Итоги» на телеканале РБК Пермь.